С тем, почему женщина – не человек, мы разобрались. Но ведь и мужчина не всегда человек. (И в этом месте некоторые из вас выдохнули: «Я догадывалась!» Не так ли?) Да, у мужчины задача стать человеком, чтобы созидать и защищать мир, нести за него ответ. Такими сразу не рождаются.
В украинском языке это хорошо отражено. «Чоловiк» - женатый мужчина. В русском языке это не так очевидно, но тоже отражено. «Мужик» - это тоже женатый мужчина, но который не имеет своего двора и подчиняется своему отцу – «большаку» или «хозяину», так что «мужик» не является хозяином, но у него более высокий статус, чем у парня, который находится в подчинении у матери.
Ага, я хотела сегодня написать немного не о том, но раз сам пост просится, то не нужно его сдерживать. Вообще стоит свободно принимать, что приходит и выпускать то, что просится выйти. Жизнь – это движение.
Так что давайте разберемся с тем, что произошло и теперь касается нас всех.
До революции 1917 года Россия была аграрной страной. 85% составляло сельское население. Земля – ограниченный ресурс. Как сказал Марк Твен «Вкладывайтесь в землю, ее больше не производят». Потому сельская община распределяла земельные наделы по количеству мужчин в семье, способных ее обработать. Почему женатые мужчины оставались под управлением отца, а не заводили свое хозяйство? Вот потому же. Свободной земли нет.
Впрочем, можно было уйти в Сибирь, там молодой парень мог лет за пять отстроиться и привести жену в свое хозяйство, но в России столетиями складывалось хозяйство, где несколько семей живут одним двором и вместе обрабатывают семейный надел.
Во главе этого хозяйства стоял «Большак», «Хозяин», «Сам». Он нес всю ответственность за благополучие семьи, принимал окончательные решения, связанные с крупными вложениями, посевами, строительством. Ответственность за деревенскую общину несло собрание большаков. У кого много ответственности, у того и много власти.
Большак сдавал свою «большину» чаще всего со смертью, или если психические и умственные способности больше не позволяли быть большаком. Тогда большину получал самый ответственный и смышленый из сыновей, чаще всего кто-то из старших. То есть в норме стать большаком мог только опытный «мужик», у которого уже были свои дети на выданье.
У нового большака не возникало ситуации, когда «ну вот, ты женился, теперь ты в семье главный, принимай решения», как это случается у современных мужчин. Как принимать управленческие решения, не зная и не имея соответствующего опыта? Ожидать от новоявленного мужа, что он сразу все будет знать и уметь так же странно, как странно ожидать, что новоявленная мать, впервые взявшая младенца на руки, будет умелой и ловкой матерью в расчете на материнский инстинкт.
Я сейчас смотрю на мужчин-ровесников и понимаю, что только к 40 годам они понимают, как этот мир устроен и готовы стать главой семьи, тем самым большаком.
Когда парень женился и становился «мужиком» он начинал посещать общинные сходы, и смотреть-слушать, как принимают управленческие решения большаки. Но от него решений никто не ждал. Он был исполнителем. Такая вот учеба в безопасной обстановке.
Но что самое важное, у мужика менялось подчинение. Если, будучи парнем, он подчинялся матери (в современной деревне и сейчас сорокалетняя женщина может быстро поставить на место группу парней), то на второй день свадьбы, когда после брачной ночи он становился мужем, ему нужно было еще стать мужиком. А делалось это через обряд: «Испытание молодой».
Свекровь и ее подруги вручали молодой метлу (между прочим знак женской магической силы, тем самым передавая ей власть оберегать мужа, который раньше находился под обережным крылом матери) и начинали сыпать ей сор (между прочим образ силы этого дома, сором окуривали помещение, чтобы выгнать чужих духов, так же снимали испуги, часть сора обязательно переносили в новый дом как образ всего, что есть в доме).
Молодая метет, а ей подсыпают. И длилось это до тех про, пока молодой муж ВПЕРВЫЕ не скажет матери: «Ну-ка! Прекратите! Заканчивайте эти издевательства над моей женой!»
Очень важный психологический момент! Послушный сын матери, чтобы стать «мужиком» должен был впервые поставить МАТЬ на место, сказав ей слово поперек. Еще и при свидетелях – тех же самых тетушках, которые так долго поддерживали его подчинение матери: «Ай-я-яй, разве можно так с матерью».
С этого момента он становился мужиком и подчинялся только большаку. Теперь его круг общения и задачи менялись.
Конечно, он пересекался со своими друзьями юности, но, когда те тоже становились мужиками. Образ жизни парня для него был теперь закрыт. Новый мир – новые задачи, новые ценности.
И главное – стать хорошим управленцем, чтобы иметь возможность получить большину.
Какие же ценности были у парней и что не характерно для мужика?
- Парень помогал по хозяйству, но если получалось добыть где-то денег, то они шли на покупку одежды, коня и прочих личных вещей (сейчас это машина, одежда, гаджеты), все для себя.
Мужик вкладывался в семейное дело.
- Любовные победы. Чем больше, тем слава о нем шире. (Это о том, что нужно нагуляться).
Гулящий мужик – одна из важных тем корильных невестиных причетов, в которых она описывала свои страхи.
- У парня - верность своим друзьям, с которыми пробовали мир на прочность.
У мужика - верность семье.
- У парней удаль в битве «стенка на стенку» с парнями из другой части деревни.
Мужик же бьется только при действительной опасности.
- Парень беспрекословно подчиняется матери.
Мужик - только большаку.
Ничего не напоминает? Да, современные мужчины исповедуют ценности неженатых парней, вплоть до подчинения матери.
Мужиков действительно не осталось, потому что система подготовки семейных управленцев: большаков и мужиков была разрушена в 1930 году, когда раскулачивали именно те хозяйства, где были сильные большаки, а семья была кулаком – то есть крепкой, сплоченной и не нуждалась во внешнем управлении.
Пришедшие с войн и революций молодые парни не застали отцов, а матери взвалили на себя и женскую и мужскую большину. С тех пор нет мужиков, а есть женатые парни, которые проповедуют ценности парней и надеются, что жена и свекровь как-то сами договорятся.
Таково наше культурное наследство, с которым нам приходится иметь дело лично. Как вы решаете эту проблему в вашей семье?
авторизуйтесь