Верба обладает выдающимися свойствами: она неприхотлива, потому и цветет раньше других растений, быстро растет, а потому она символизирует быстрый рост, жизненную силу, здоровье, плодородие.
А в мифологическом мировоззрении подобное притягивает подобное. Потому вербу использовали там, где был нужен быстрый рост и здоровье (старая верба, наоборот, дерево нечистое, которое любят лешие и русалки). Ну а раз силу можно вбить в кого-то («Вбей себе в голову, что…») то сила вербы вбивалась в тех, кому вербины свойства были особенно необходимы, а это: дети, скот, женщины, которые были готовы забеременеть.
Начинался новый летний цикл, в котором нужно действовать, чтобы исполнять свои мечты, а для этого нужно здоровье и его вбивали с помощью молодой освященной ветки вербы.
Итак, в вербную субботу, единственный раз в году, когда воскресная служба в церкви приходится на субботу в честь воскрешения Лазаря. Потому бытовала шутка: «Когда воскресение бывает в субботу?». Именно в этот день освещали вербу и к субботнему вечеру верба была готова к использованию
В канун вербного воскресения, то есть после появления первой вечерней звезды, начиналось застолье, готовили кашу и гречневые блины, рыбный курник. И в полночь молодежь ходила по дворам с ветками вербы и кричала: «Вербешкою бить, здоровьем наделить». Молодежь тут тоже не спроста, а потому что они находятся на пике роста и здоровья, и отчасти этой силой тоже делятся. Они заходила в дом и несильно хлестала вербой домочадцев, приговаривая: «Не я бью, верба бьет», «Вербохлест, бей до слез».
Вот в этом: «До слез» я вижу важный момент. Когда чувства сдерживаются, не проявляются, то они заморожены. И разморозить их можно только если получится довести человека до слез. Гнев, крик, ярость и… слезы. Те самые, волшебные, горючие, которые одной слезинкой помогли снять сильное заклятие с Финиста Ясного Сокола. Так и в нашем сердце горючие слезы размораживают наши чувства и душу, и душа становится живой, опять начинает чувствовать разные чувства, желать, хотеть, проявлять себя миру.
А еще я как-то была на практике работы с розгами. И там показывали, как в одних местах тело живое и текучее, сразу чувствует легкий удар, тело старается избежать удара, и в этом месте краснеет. А в другом месте, на этом же теле, места заморожены, и человека бьют, а он едва чувствует, и приходится применить серьезную силу, чтобы добиться постепенного восстановления чувствительности. Одновременно нужно, чтобы человек вспомнил, что за боль, страх, обида, чужие оценки, оказались невыкричаны, не выплаканы и заморожены в этом месте. И стоит ему начать оплакивать то давнее горе, как тело в этом месте резко становится податливым, чувствительным и краснеет, спазм уходит и притекает кровь. Естественно, тот кто работает с розгами, должен быть в разуме и положительно относиться к тому, кого бьет.
Так что вербохлест не только о напитывании здоровьем, но и об оживлении после долгой зимы. Оживлении души и тела, так же как верба первая оживает и просыпается от зимней спячки.
авторизуйтесь