Второй урок, полученный мною в Москве.
Его я тоже выучила давно, а сейчас повторила пройденное.
Современное искусство, с появлением звукозаписывающих средств, становится все примитивнее.
Для начала, я очень благодарна маэстро Людовико Эйнауди за то, что он делает. Когда я была беременна дочкой, лет 7 назад, я могла часами слушать его Primavera. Она запала мне в душу и после переезда на Кубань я решила научиться ее играть. 1,5 года в музыкальной школе мне отбили охоту даже думать об игре на фортепиано, хотя я поступала туда сама, хотела играть.
Но тут, переехав из Сибири где «жизни нет» в место для жизни, я решила воплощать желания и мечты, которые откладывала. Я нашла чудесную преподавательницу по фортепиано, которая вылечила меня от последствий музыкальной школы. Купила пианино. За два года я научилась многому, и даже после перерыва медленно, но могу играть с листа простые произведения. Для меня это до сих пор чудо, как червячки – ноты превращаются в мелодию, без особого включения сознания, как я не задумываюсь, как сложить слово из букв. И все ради того, чтобы играть Primavera.
Затем моя учительница по фортепиано познакомила меня с преподавателем вокала. И еще два года знакомства с собой. Исполнение мечты, раскрытие способностей. Я узнала изнутри цену музыке и пению. Научилась узнавать стоящее и хорошо раскрученное. И ничего этого не было бы без маэстро Эйнауди и его Primavera. Я не была бы собой, какая я сейчас без его вдохновения.
И вот я покупаю билет на концерт, я на седьмом небе от счастья, я наслаждаюсь прекрасной музыкой, его исполнение, сопровождение разных инструментов. Два с лишним часа в другом, прекрасном мире.
И… ехидный голосок внутри:
«Вокина, ты же понимаешь, что 200 лет назад никто не пришел бы на этот концерт? И что люди сейчас рукоплещут, потому что слаще морковки ничего не ели. Маэстро точно знает, что делает. Наверняка у него есть произведения и покруче, потому что он вырос в определенной среде: высшее общество Италии с вековыми традициями театра, оперы, создания музыки. Но он делает ЭТО, искусно упаковывая примитив, и показывая публике и люди довольны».
200 лет назад, когда нельзя было нажать на кнопку и получить музыку, людям приходилось самим и играть на музыкальных инструментах и петь. Нотная грамота была обязательна в высшем свете, любая девушка из приличной семьи должна была уметь играть на музыкальных инструментах и петь. Крестьяне не отставали. Пение было необходимо для выживания. Через пение выпевали душевную боль, меняли состояния через праздничные песни, учились взаимодействовать. Если люди спелись в песне, один не перекрывает другого, их голоса красиво сплетаются, то и в совместном деле они смогут действовать, чувствуя друг друга без лишних слов. Они спелись.
Искусство музицирования и пения усваивалось с детства. Все это умели в той или иной степени и приходили на концерт, чтобы послушать настоящих виртуозов. Музыка Эйнауди красива, ее можно играть весь вечер, но это то, что могла играть в 19 веке любая девица на выданье.
Primavera сейчас включена моей преподавательницей в обучение взрослых учеников: просто, длинно, у человека появляется чувство, что он уже может играть, для близких он творит чудо, в произведении используются нижние октавы, я так их и выучила, мелодия красивая. И все это спустя несколько месяцев занятий. Чтобы играть Эйнауди не нужно учиться 7 лет. Его произведения могут стать отличным мостиком к тому, чтобы играть что-то посложнее, они дают почувствовать «запах крови»: «я в самом деле могу играть».
А как маэстро виртуозно обрабатывает свои произведения, сочетая их с другими инструментами. Это прелесть, что такое! Они прекрасны, так же как красива… школьная алгебра. Да, для меня математика – это красота в первую очередь. Есть еще высшая математика, до которой не все доходят, она для более узкого круга, но все знают, что высшая математика существует. А то, что Эйнауди – уровень школьной алгебры, простой и доступный всем – не очевидно.
У меня нет цели обесценить этим постом то, что делает маэстро. Для того, чтобы так упаковать простые упражнения для фортепиано, нужно обладать талантом и иметь отменную базу, уметь играть сложные музыкальные произведения, знать историю музыки, разобрать по косточкам музыкальные приемы, использованные композиторами прошлого.
Иначе получилось бы то, что за 5 минут мастрячат дорвавшиеся до компьютерной программы, синтезирующей музыку, коих сейчас несметное количество, вообразивших себя музыкантами, даже не зная нотной грамоты. И Эйнауди не зря собирает полные залы.
Я написала этот пост чтобы те, кому так же как и мне нравится творчество мастера, не просто слушали его, а научились играть. Когда ваша любимая мелодия выходит из-под ваших пальцев – это несравнимое ни с чем удовольствие. И с Эйнауди почувствовать это очень просто.
Этот пост о том, что хватит бездействовать и потреблять, думая, что действие лишь для избранных. Мы живем в действительности – пространстве, в котором действуют. И чтобы воплотить мечту, нужно действовать. И Эйнауди тут в помощь.
Чтобы не быть голословной я приведу пример нот вальса Шопена, известной «К Элизе» Бетховена, которая уже считается учебной, ее изучают в первые годы учебы в музыкальной школе, и любимая многими Una Mattina Эйнауди. Даже не сведущему в музыке человеку очевидна разница. Одна повторяющаяся нота для левой руки и три для правой. Вы можете это играть, а не просто слушать. И сделать красивую мелодию из четырех повторяющихся нот – большой талант.
Получите от мелодии настоящее удовольствие, научитесь ее играть.
авторизуйтесь