Сегодня обсуждали с подругой смысл возрастного перехода в 7 лет и, в частности, прокалывание ушей. Это рана, это жертва, это нарушение целостности ради изменения.
Если взять обряды инициаций в разных культурах, которые обычно описываются этнографами, то во-первых, это будут скорее всего инициации юношей во взрослых, во-вторых там будет описание жестких, а порой и жестоких ритуалов: нанесение ран, обрезание, выбивание зубов и т.п.
Женские ритуалы переходов не столь жестоки, потому редко попадают в поле зрения не столько ученых, сколько журналистов, пищущих об интересных изысканиях ученых или обычаях в разных культурах.
Но, если задуматься, то женские обряды переходов тоже связаны с потерей целостности и кровью.
Напомню, что до перехода в 3 года ребенок не является мальчиком или девочкой. Это дите - средний род.
В обряде перехода в 3 года ребенок выбирает свой пол и мир, женский или мужской и, так как переходит не мальчик и не девочка, то никаких кровавых жертв нет.
Хотя мне рассказали, как свекровь, когда внучке исполнилось три года, настаивала на прокалывании ушей. И так как свекровь все же проколола внучке уши, несмотря на протест матери ребенка, я думаю, что где-то прокол ушей в три года был этим кровавым испытанием - инициацией, важным настолько, что женщина пошла на проблемы в отношениях с невесткой, лишь бы соблюсти лояльность семье. И все же это не было распространенной практикой.
А вот следующий большой возрастной переход девочки в 7 лет в хозяйки уже сопровождается в 7 лет проколом ушей и первой кровью. Так как в этом переходе есть много отсылок к свадебному переходу, то и прокол мочки ушей и последующее вдевание в рану сережек веретенообразной формы, отсылает к первой брачной ночи.
Следующий возрастной женский переход - когда девка становится красной, приход месячных. Тут ничего и делать специально не нужно. Кровь и потеря целостности имеется.
За этим следует переход свадебный, где испытание - дефлорация и вокруг красного пятна на рубахе или простыни разыгрывается на второй день свадьбы целое представление.
Далее женские переходы связаны с родами. Каждый следующий ребенок - переход. Испытаний и крови тоже хватает.
Потом будут еще переходы в бабушки и дедушки, но после выхода из детородного возраста от них никто не требует кровавых жертв.
Получается, что мужчины вынуждены проходить кровавые переходы - испытания, совершать подвиги, а у женщин все как-то само и дополнительных кровавых ран им не нужно.
авторизуйтесь