Продолжение.
Начало читайте в предыдущем посте «Мертвая вода».
Итак, омыли звери–помощники кусочки тела Ивана Царевича и срослось тело, а потом они полили тело живой водой и ожил Иван.
Из прошлого поста мы знаем, что звери – духи предков, Иван, как человек, находящийся в переходе, уже не Дурак, но еще не Царевич, находится в ином мире, полностью потерявший свой социальный статус. И если брать годовой круг, то Святки для всех нас время, когда мы находимся в переходе, как наш Иван еще не Царевич.
Откуда же в ином мире звери взяли живую воду?
Обычно принято считать, что на Крещение вода становится волшебной во всех водоемах. Но обряды с водой в январе совершались и до прихода христианства, впрочем, как и в другие времена года. Сохранилось много жалоб церковников на то, что люди бросают дары воде в реки и колодцы.
Однако после Святок это происходило так мощно и повсеместно, что церковь решила: «Не можешь запретить – возглавь!» и приурочила праздник Крещение к народному событию Водосвятия. (Изначально для христиан был один праздник: Пасха, а праздники Крещение и Рождество появились между IV и Х веками, и даты довольно долго плавали).
Если мы откроем этнографические источники, то увидим, что «считается, что в полночь свойства воды меняются». Но если вспомнить, что люди отмечали праздники, потому что считали, что без их участия колесо года не повернется, а когда Петр I перенес Новый год с 1 сентября на 1 января, и люди ждали конца света, потому что не будут отпраздновано часть праздников.
Бабушки отказываются петь этнографам заклички в неподходящее время, потому что боятся, что тем самым разрушат естественный ход вещей. Что могли побить того, кто отказывался принимать участие в праздниках...
Выходит, что люди в праздниках чувствовали себя полноправными участниками, сотворцами, наступающего периода и потребительство в виде: «О! Вода стала волшебной, нужно очиститься от Святочной нечисти», сюда не очень вписывается.
Потому сегодня я расскажу вам о живой воде, как это вижу я.
Это моя версия, мое предположение, об этом я нигде не читала, но это видение основано на этнографических сведениях, который сложились у меня в такую картинку.
Люди живут летом (весна и осень как времена года появляются значительно позднее зимы и лета) на белом свете. С начала октября возникает запрет на то, чтобы спать вне дома. Летом члены семьи спали на сеновалах, в амбарах, да хоть под кустом или под телегой, если вы это не припоминаете, то точно можете вспомнить, как бабушки летом выгоняли вас по двор «нечего дома сидеть». А все потому, что «изба не для лета, изба для зимы». Изба – отапливаемое помещение, в ней обязательно есть печь.
Если вспомнить недавнее прошлое, то люди жили в землянках: пол, стены земляные, крыша тоже. Деревянный дом тоже имеет земляной слой на потолке для тепла. Мне встречалось объяснение, почему молодым на первую брачную ночь стелят постель вне избы, «потому что нельзя такое дело делать под землей». То есть столетиями люди зимой уходили под землю и проводили там большую часть времени, становясь схожими со зверями в норах или с покойниками. Слова «дом» и «домовина» - гроб, выдолбленный из ствола дерева, однокоренные.
Потому в зимнее время людей почти нет. Они ведут себя странно: много спят, мало двигаются, играют свадьбы осенние – дело весьма нечистое, приглашают предков домой, хотя в другое время встречи только на кладбище, потому что стали подобны предкам, затем Святки, с ряженьем – полной потерей человеческого обличия, а потом свадьбы зимнего Мясоеда, самые многочисленные.
А там, после Масленицы и лето наступает.
Но между домом и звериной норой с домовиной есть одна большая разница: огонь внутри, очаг, печь. Точно так же и между человеком в зимнее время, который и на человека не похож под слоями шуб, есть отличие от зверей и покойников – душа, а в ней искра, которую человек должен сохранить и пронести сквозь все темное полугодие.
Летом нас питает и поддерживает Солнце в самой силе. Осенью Солнце стареет, пока не умрет, а потом рождается новое и пока оно - новорожденный, младенец, дитя, подросток.
Солнце само нуждается в подбадривании и поддержке, достаточно вспомнить как девушки весенними закличками зовут еще застенчивого мартовского юношу Солнце.
Так что зимой сохранить в себе искру жизни – главная человеческая задача. «Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе, красная?» - это проверка Карачуна в самое темное время года на то, сохранила ли девица внутренний огонь жизни, не смотря на темноту и холод вокруг.
Готова ли она пройти в Святки, чтобы поделиться сохраненным огнем с миром?
В Святках каждый день посвящен приведению себя в чувства, расторжению или продлению договоров, обновлению искренностью отношений с домочадцами, друзьями и подругами, коллегами…
И очищению, очищению, очищению от всего, что поднялось за предыдущие месяцы.
Всех своих демонов проявить, отыграть в масках ряженых и выставить вон, чтобы все личины к концу святок упали.
И остался только человек, живой, с искрой в душе, которую он сохранил внутри. Теперь этот человек идет к водоему на границе времени, ночью или на рассвете, чтобы окунуться в мертвую воду и оживить его своей сохраненной искрой, которая в холодной воде превращается в огонь. Вспомните, как в этот момент тело горит.
Можно вспомнить, что отказывающихся окунуться, обливали водой из проруби насильно, потому что нельзя отлынивать, потому что нужно сделать воду живой, чтобы новый мир начал оживать.
А это оживление начинается с того, что живая вода разделяет границы миров, на нижний мир, средний и верхний. Вода, как кровь этого мира начинает двигаться и вдыхать в него жизнь.
авторизуйтесь