Я хочу сделать перерыв в горячих обсуждениях больных денежных тем и выложить кусочек из нашего Святочного марафона, который относится к волшебному вечеру и дню, - Водосвятию.
Напомню, что праздники народного календаря начинаются с кануна, то есть с первой вечерней звезды. Сегодняшний день – последний день Святок, начавшийся вчера вечером.
Святки – большой переход, к которому нас привели Деды, когда мы встречались с предками, и Дикая охота - Карачун, забиравшая все неживое. Святочные дни – самый пик этого перехода.
Вспомните, в сказках смерть Ивана-Царевича – необходимый этап, ведь из дома он вышел, будучи Иваном – Дураком. И чтобы появился Иван-Царевич, Дурак должен умереть, в чем ему и помогли братья, разрубив его на кусочки.
А потом пришли животные с «мертвой» и «живой водой», животные – святочные ряженые. (О «мертвой» и «живой воде» я писала не так давно). Сбрызнули звери разрубленной тело Ивана Царевича «мертвой» водой, и срослось тело. Сбрызнули звери тело Ивана –Царевича «живой» водой и ожил Иван-Царевич. А Дурак исчез навсегда.
Последний день Святок, мир разрублен на куски, людские несоврешенства вытащены наружу. Не понятно, где я, а где и не я вовсе. Все смсмешалось.
И в последний день святок, то есть со вчерашнего вечера и до первой сегодняшней звезды время завершения, когда омывали свой мир и себя «мертвой» водой, чтобы мир исцелился, потому что ночью случится волшебство, вода станет живой и цельный мир оживет.
После мытья дома домочадцев нужно было обрызгать водой до первой звезды, той самой «мертвой» водой.
Затем Крещенский Сочельник (потому что на столе сладкая каша – Сочиво). Стол Сочельника поминальный и обладает всеми его свойствами, Рождественского стола (не стол, а обережная крепость), только без дичи и гуся:
обережье на столе и под столом,
постные блюда, узвар, кисель, блины.
Приглашаем «бабушек – дедушек» к ужину,
зажигаем свечу,
ставим лишнюю тарелку, на которую откладывают немного от каждого блюда на столе
запрет на вилки и ножи на столе.
Этот ужин совершался быстро, потому что сразу после ужина «бабушек – дедушек» провожают. Хозяин открывает дверь и говорит: «Поели – попили, пора и честь знать». А после проводов душ предков начинается проводы, закрытие Святок.
Этой ночью происходил переход от времени «нечистого», «страшного», «поганого» к новому периоду, когда с земли изгоняются все вредоносные духи. Считалось, что накануне Водосвята «Коляда на белых конях одъезжаець».
Хозяйки обметали колядной метлой, той самой, которую собирали по прутику в декабре до Рождества, дом.
Особенно тщательно выметали углы, печь, углы дома снаружи и углы двора изнутри к воротам. Затем веник рассекали. Делали это женщины или девушки в доме на колоде или на пороге, рассекая веник топором на мелкие части и приговаривая: "Что вязала — развязывайся, что шила — расшивайся, что секла — рассекайся".
Это действие и заговор должны были освободить от греха, связанного с нарушением запрета работать на Святки. Разрубленный веник, на котором оставались все грехи, сжигали в печи, разбрасывали по двору, по хлеву, выносили вместе с мусором в сад под плодовое дерево.
Если колядные веники не уничтожались, они становились орудием порчи: их собирали в течение 7—9 лет, затем перебрасывали через хату, чтобы вызвать раздоры в семье.
Остальные выходили на улицу и мелом рисовали на заборах и стенах домов всадников, повозки.
Домочадцы устраивали ритуальный шум: били палками по заборам, мужчины стреляли, женщины стучали кочергой в сковороды.
Молодые парни (т.е. те, в ком наиболее сильна жизненная сила, в том числе и плотская), верхом на молодых конях (животные перехода, привозят невесту из иного мира, увозят гроб на кладбище, а так же конь – фаллический символ, «поить коня», так говорили о половом акте, а фаллический символ – мощный оберег) скакали по улицам села и били метлами и кнутами по углам деревенских заборов (именно в углах застревает нечистая сила, потому кое-где старались не делать заборов с углами).
До полуночи нужно вынести из дома все Рождественские атрибуты:
привести в порядок стол, вымыть посуду, заменить скатерть, убрать со стола обережье, вынести из дома сено из-под скатерти (мы клали сено под скатерть еще в Рождественский Сочельник и все Святки сено должно находится под скатертью).
Вынести домашний мусор (в обычное время есть запрет на выбрасывание мусора после заката, но это ритуальное исключение), золу из печи.
Остатки пищи и кутьи скормить домашним животным.
Снимаются все запреты на работы.
Далее все ложатся спать. А рано утром на рассвете происходит ритуальное купание в проруби. Вода становится «живой».
Один из смыслов этого купания – очищение от Святочной нечистоты. Особенно важно было окунуться в прорубь тем, кто выпускал из себя духов через игру в ряженых, «Чтобы смыть с себя скверну бесовских масок, личину».
В прорубе смывались для удачи в делах, в замужестве, в хозяйстве, для здоровья и красоты. Окунуться старались «бесноватые», потому что считали, что вода выжигает из тела нечистого духа.
Воду приносили домой и кропили ею дом, домочадцев, двор, хозяйственные постройки, огороды, нам имеет смысл обрызгать машины. Особое внимание при обрызгивании придавали углам.
Эту воду запасают на весь год и добавляют в воду для сбрызгивания испугов и сглазов, дают пить больным и при родах.
Прошлогоднюю воду выливали туда, где никто не ходит или на красный угол дома.
После омовения закрещивали – запирали пространство мира людей: рисовали кресты мелом, чесноком, углем на дверях, окнах, воротах и заборах (т.е. на границах миров).
Далее происходило сжигание вынесенных накануне на улицу сена и еловых веток. Это третий дым, отправленный в небо. Первый был в Рождественское утро, Второй в утро Нового года и теперь Третий дым, завершающий Святки.
Все. Границы нижнего, среднего и верхнего мира восстанавливаются.
Вода - первая стихия, ожила и теперь может опять держит границу миров, вспомним воды Леты или Стикса, через которые души перемещаются из мира живых в мир мертвых.
авторизуйтесь