Конец мясопустной недели, которая предшествует Масляной неделе.
Напомню, что неделя называется Мясопустной или Рябой, потому что дни, когда можно и нельзя есть мясо чередуются. В среду - нельзя, в четверг - можно, в пятницу опять нельзя, в субботу можно, а воскресенье так и называется Мясное, потому что это последний день перед великим постом, когда можно есть мясо.
На Масленой неделе масло уже не едят. Потому она и называется Масленица, что упор делается на молочные продукты, которые тоже скоро попадут под запрет.
За каждым обычаем стоит практика. На период Великого поста приходится основной отел животных и некоторое время до и после отела корова не доится.
Собственно и Пасха связана с яйцами, потому что световой день увеличился и куры начали нестись, в рационе появляется белковая пища. Время надежды, что спаслись, пережили зиму и будет пища. А уж христианство на это наложило идеологическую составляющую. А до того времени естественный весенний пост.
Но вернемся к окончанию Мясопустной недели, в которой было два, а кое-где отмечали и три поминальных дня: четверг и суббота или четверг, пятница, суббота.
Естественно поминальный стол не обходился без блинов, которые были поминальные. Их клали на божницу, на крышу, оставляли на кладбище, раздавали детям и нищим “на помин души”.
Напомню, что в народном календаре день начинался с первой вечерней звезды - кануна. И в субботу вечером наступает Малая Масленица. Хозяйки принимаются стряпать блины на Масленицу. Их поедали множество, потому к делу нужно приступить заранее.
Первые масленичные блины давали детям лет 8-10 чтобы они шли «встречать Масленицу». Дети скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!».
Кстати, это еще одно свидетельство того, что наши предки видели год, как жизнь Солнца, вписанное в жизнь человека. На Рождество Солнце родилось, а на Масленицу ему 8-10 лет. А в Марте на Сороки девушки будут уже кликать отрока лет 12-14.
В этот вечер ждали возвращения мужчин, уходивших на отхожие промыслы в город, хозяинов с ярмарки, которые продали свое и купили запасы на Масленицу. Дети выбегали на улицу, со связками дырявых лаптей (обувь - образ прохождения жизненного пути, если хотели перемены судьбы, сжигали старую обувь), и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями.
Ужин был обильный и мясной, потому что с первой звездой наступило Мясное воскресенье, когда нужно доесть оставшееся мясо, чтобы оно не испортилось до Пасхи.
Молодые люди на посиделках мастерили куклу Масленицу.
Мясное воскресенье - хозяйки с утра готовят много мясных блюд. Кто в этот день отведает 12 раз мясо и примет 12 раз гостей, будет удачлив весь год, потому это день застолья и походов в гости, что служило укреплению “социального капитала”.
Ведь от Крещения до Рябой недели был период свадеб и теперь нужно укреплять связи с новыми родственниками, включая их в круг “своих”.
В Мясное воскресенье тесть звал зятя “доедать барана”, что было особенно важно для тех, кто стали тестем и зятем несколько недель назад.
Самые важные мужчины в жизни женщины: отец и муж, встречаются в этот день в неформальной обстановке. Они связаны через женщину, стали родственниками и это день двух мужчин, пожилого и молодого, которые узнают друг друга поближе, чтобы потом рассчитывать друг на друга. Для дочки же это редкая возможность побывать в гостях у матери и пообщаться, пока они вдвоем хлопочут в бабьем куте.
авторизуйтесь