Я очень люблю Шерлока Холмса и его дедуктивный метод. Мое мышление работает схожим образом, выстраивая очевидные для меня цепочки размышлений. Порой мне, как Шерлоку Холмсу, не хватает одной фразы или мысли, чтобы выстроить картину целиком.
Вот и вчера в комментарии (к сожалению, не помню в какой соцсети) проскочила мысль и у меня картинка сложилась (вот почему я очень рада комментариям и вопросам). Речь в комментарии шла о молоке как пище переходов. И все! Случился сладостный для меня момент! Наступила ясность!
Но прежде нужно сказать, что в народную культуру я въехала через материнство. Родив сына, я попала в ученицы к Михалковой Елене Павловне, только-только создававшей в Новосибирске центр “Культура материнства”, где я сначала обучалась материнству из рук в руки, а потом сама стала консультантом по грудному вскармливанию и материнскому искусству.
Именно там я узнала, что в народной культуре было знание о том, чего ждать в первый год жизни ребенка и как к этому подготовиться. Благодаря этим знаниям первый год жизни с моими детьми, тот самый год, когда количество изменений на единицу времени самое плотное и возникает самое большое количество вопросов я прожила без особых трудностей. Кто предупрежден, тот вооружен!
И я с удивлением читала на форумах, как мамам малышей приходится изобретать велосипед на свой страх и риск просто потому, что этих знаний у них не было. Естественно мне понравилось быть “вооруженной” и я решила, что и на другие сложные периоды жизни должны быть свои отработанные веками решения. Так все и закрутилось.
Как мать, откормившая обоих своих детей грудью до самоотлучения, я до конца не могла понять ажиотажа вокруг отлучения от груди. Все это “кормить до года”, “в молоке после года ничего нет” и т.п. Зачем вообще обществу создавать трудности с отлучением на пустом месте, лишаясь удобного способа покормить ребенка, особенно в дороге, быстро утешить или поддержать иммунитет в болезни? Ведь природа все предусмотрела.
И вот, после вчерашнего комментария картинка сложилась.
Напомню, что мифологическое мировоззрение о чувствах помогает нам вывести на сознательный уровень то, что мы проживаем, дать этому имя и тем самым сделать управляемым и безопасным.
Сначала мы чувствуем, потом делаем, а потом, удивившись, что же мы сделали, находим этому разумное объяснение, подтягивать факты, писать законы. Вот и в основе отношения к отлучению от груди лежит мифологическое мировоззрение.
Понятие “свой - чужой” впаяно в нас крепко накрепко. Об этом прекрасно рассказывает антрополог Станислав Дробышевский, можно поискать на Ютубе ролики. В частности он говорит о том, что те первые люди, которые игнорировали правило “своих есть нельзя” просто не оставили потомство. А мы потомки тех, кто через поколение пронесли запрет на уничтожение своих и полную свободу действий с чужими.
Потому в человеческом обществе существует так много проверок на “свой - чужой” начиная от национальности и религии и кончая детскими считалками, распространенными в этом городе или репликами из фильмов в этом поколении.
С другой стороны люди придумали множество способов стать своими и породниться, начиная от кровного, молочного родства, и кончая родству по дате рождения или имени (например, если нужно передать вещь покойному, а вы находитесь далеко от его могилы, то можно прийти на ближайшее кладбище и найти могилу с именем или датой. совпадающими с нужными вам, оставьте вещь там, и ее по-родственному передадут).
Один из способов стать своими - совместная трапеза. Если этот человек ест то же, что и мы - он свой. Если отказывается от нашей еды - чужак и тогда подсознание нам шепчет: “Он опасен и нужно его удалить из нашего общества, а лучше убить, так, на всякий случай”.
Именно поэтому бабушки обижаются, когда вы отказываетесь от их угощений, именно поэтому, если вы сели на диету, окружающие будут пытаться вас накормить тем, что едят они. Именно поэтому в электричках люди не едят, а в поездах дальнего следования, где предполагается сон, а значит потеря контроля, люди достают запасы еду и угощают друг друга, хотя могли приехать на вокзал из-за стола.
Мифологическое мировоззрение везде работает в первую очередь, а разумные обоснования к нему подтянутся.
Новорожденный с точки зрения мифологического мировоззрения, совсем чужой. Мифологическое мировоззрение работает так: “Если это выглядит как утка, крякает как утка, ходит как утка, то это - утка”. Новорожденный лежит (противопоставление горизонтали и вертикали), не говорит по-человечески, зато плачет (и тут я вспоминаю, что на семинаре Светлана Аденьева называла плачи-причеты - языком, которым разговаривают с мертвыми), он большую часть времени спит, его нужно обмывать и заворачивать в пелены.
По всем признакам он ближе к миру мертвых, чем к миру живых, а значит для мира живых представляет опасность.
Потому все обережье для младенцев: колыбель, пеленки, свивальник, материнская юбка в виде полога над колыбелью и еще много чего - это не только оберег малыша от внешнего мира, но и оберег мира людей от представителя мира мертвых.
А еще младенец не ест человеческую пищу - один из важнейших признаков своего. Значит он чужой и опасный. Вот вам и ранний прикорм, и можно вспомнить обряд, когда новорожденному давали жеваный хлеб ДО прикладывания к груди, тем самым приобщая его к миру людей (ну и что, что это, как и ранний прикорм - бомба для ЖКТ новорожденного, а значит и его здоровья, кого это волнует? Ну не выдержит и уйдет обратно в свой мир мертвых, значит не захотел стать человеком).
И первый год жизни - это переход младенца из горизонтали в вертикаль, появление зубов, первые попытки говорить - все это понижает градус “чужого” в нем и превращает в “своего”. И заканчивается все первыми шагами - событием, которое знаменует, что душа выбрала путь человека, оно сопровождается обрядом перерезания пут, тех самых, которыми спутывают ноги умершему.
К этому моменту дите обретает все признаки человека: вертикаль, зубы, употребление человеческой пищи, речь, уход за собой (да, мастерство еще нужно оттачивать, но все первое в этих делах обычно к году сделано: первый шаг, зуб, прикорм, слово и т.д.).
И тут мы можем вспомнить, что молоком кормят духов, его преподносят предкам, им кормят больных (то есть тех, кто находится между мирами). То есть молоко - пища для не совсем человеков, потому оно перерабатывается в другие продукты, теряя первоначальные свойства переходного вещества и становясь принадлежностью мира людей.
(Да, тут можно добавить и о том. что не было холодильников, а молоко нужно хранить и о том, что у взрослых может не быть нужных ферментов, но для мифологического мировоззрения это - лишь поддерживающие факты).
А раз так, то и питание молоком после года становится тем, что не дает окончательно перейти в разряд человеков, своих, значит все еще по этому признаку “чужой” и “опасный”.
Кстати, по этому же признаку и плач малыша после года становится столь нетерпим для общества, потому что это проявление нечеловеческого. И плакать на людях без повода неприлично, потому что раньше это было уместно в ситуации обрядовой (так же как пить нельзя без повода), а сейчас у нас таких обрядов не осталось..
авторизуйтесь