Сегодня моя дочка ходила на занятия по английскому языку, где они обсуждали праздник Хэллоуин. Предварительно в чат по английскому пришло предупреждение, что “Мы будем говорить о Хэллоуине. Это часть англоязычной культуры, а мы изучаем английский язык в том числе и через культуру”. Меня эта странная подстраховка удивила, для меня естественно, что при изучении языка изучаем и культуру. Преподавательница весьма адекватная, видимо у нее были причины предупреждать родителей.
Потом в соцсетях я увидела обсуждение на тему “ненавижу Хэллоуин” и таких оказалось довольно много.
Потому сегодняшний пост я решила посвятить Хэлоуину, который мне весьма симпатичен, потому что логичен и уместен. А так как до компа в этот безумный день я добралась только сейчас, и я вижу на небе первую звезду, то канун Дня Всех Святых, как и Навья Седьмица, на которой славяне отмечают свой праздник мертвых - Деды, уже начались, с чем я вас и поздравляю!
Колесо круга сделало новый поворот и мы вступили в период, где граница миров стерлась. 1/14 октября жизнь переместилась внутрь дома, внутрь души.Солнечный свет уже не может поддерживать нас как раньше, его стало меньше, а тьмы становится больше и уже наша задача разжечь огонь внутри себя, внутри души, чтобы сохранить жизнь в морозной тьме Карачуна, в зимнее солнцестояние. Тогда Карачун каждому задаст вопрос: “Тепло ли тебе?” и каждый из нас, как в сказке “Морозко” ответит свое. Кому-то будет тепло от внутреннего огня и он перейдет в новый годовой цикл, а кто-то скажет: “Я замерзла! Ты, что не видишь?” и Карачун не пустит дальше, отняв последние иллюзии, выморозит насквозь то, что и так мертво, хоть и хочет казаться живым.
Именно поэтому весь октябрь речь шла о доме, который очищался, запирался, чтобы помочь сохранить тепло телесное и душевное. Но трудно сохранять огонь души самостоятельно, потому, перед Карачуном люди заручались поддержкой предков. Это еще дохристианская традиция, приглашать в дом своих мертвых, устраивать поминальный стол, вспоминать и поминать тех, кто были до нас. Заручаться их поддержкой и благословением. И делаем мы это в подготовленном и обережном доме, чтобы души своих чистых покойников могли войти, а нечистые покойники и все, что может еще прийти с кладбища, осталось под окошком, не смогли в дом пройти.
Получив благословение предков, напитав свой внутренний огонь родовой силой, мы можем смело смотреть вперед, в грядущий Карачун. Ведь смерть чревата (беременна) жизнью. И самое темное время года - это еще и время надежды, когда вот-вот родится Солнце нового года.
Думаю, теперь вам понятно, почему в этот месяц в большинстве культур взаимодействуют с мертвыми? Даже в солнечной Мексике. Я думаю, что многие из вас уже посмотрели мультфильм “Коко”. Сегодня самое время его пересмотреть.
Это было о логичности праздников мертвых, пусть то Деды или Хэллоуин.
Похоронные обряды имеют древние дохристианские корни. И если в христианстве в рай попадают те, кто хорошо жили, то до христианства считали, что на том свете все хорошо у тех, кто хорошо умер. Я не могу припомнить культур, где не было бы разделения на чистых и нечистых покойников. Славяне нечистых покойников не хоронили в земле, потому что считали, что земля таких не принимает и может быть оскорблена, их хоронили в болотах или в оврагах, где закидывали камнями и ветками. Считается, что нечистые покойники умерли до срока и потому их душа неупокоенная ходит по земле, очень часто в месте своей гибели. Все видели метки таких мест на трассах.
А так как такие души не ушли в иной мир, а бродят по земле, то они оказываются тут как тут, если их помянуть, вспомнить о них, назвать их имя. А запутавшийся мертвый ничего хорошего живому не сделает. Есть много быличек, как умерший муж приходил за живой женой, и та вскоре умерла. Или умершая мать приходила кормить своего младенца и на утро его находили мертвым…
Но и совсем забыть о нечистых покойниках нельзя. Если их не поминать, не отдавать им добровольно своей памяти и внимания, то они сами придут и возьмут так, что мало не покажется, ведь своей силы им, вечно голодным. не хватает. Но как помянуть тех, о ком говорить нельзя так, чтобы это было безопасно для живых? Как дать этим умершим предкам их жертву в виде силы живых так, чтобы потом можно было не опасаться, что нечистые покойники придут и возьмут свое?
И раз в год люди собирались в местах, где произошла большая битва, или где были захоронения после мора и устраивали в этом месте веселье, пели и плясали, напивались и пели матерные, обычно запретные песни, потому что образ полового акта про жизнь. Дети в таких праздниках играли главную роль, им выдавали свистульки, трещотки, сопелки и задача детей была веселиться, смеяться, кричать и создавать шум, чем больше, тем лучше. И в этот праздник и поминали нечистых покойников, стараясь вспомнить смешные истории из их жизни. Такой праздник назывался “свистопляска”.
Его задача была накрыть это место с нечистыми покойниками эдаким покрывалом жизни, таким мощным и плотным, чтобы мертвые взяли столько жизненной силы, сколько им хватило бы на год. А живые в этот праздник так развернули бы свою жизненную силу в виде веселья и смеха, чтобы ничего мертвого не смогло им навредить.
У славян этот праздник происходит раз в год в Русалии, это примерно конец мая - начало июня. Традиционно свистопляску делали в Семик. Впереди сбор урожая и нужно заручиться благословением предков, чтобы собрать хороший урожай. Потому в Троичный период поминают мертвых. А в первую неделю ноября проводили большие поминки для чистых покойников.
В Хэллоуине есть все признаки нашего Семика. И есть еще одна привязка к нечистым покойникам. 1 ноября в католическом календаре День Всех Святых. Что это за странный день? Ведь у каждого святого есть свой особый день в календаре.
Представители католической церкви сочли, что наверняка есть святые, которые погибли мученической смертью за свою веру, о которых никто не знает, потому что не было свидетелей. Но то, что они стали христианскими мучениками без свидетелей, не помешало им стать святыми. Бог -то это видит. И для таких неизвестных христианских святых ввели День Всех Святых 1 ноября.
Но в народной культуре похоронные обряды имеют много дохристианских корней и двоеверие - скорее норма, хоть у нас, хоть в католическом мире. Плюс такое время годового круга у этого праздника… Я подозреваю, что церковь поставила этот день 1 ноября, чтобы возглавить то, с чем не могла бороться - древний праздник Самайн.
И пусть эти мученики святые, но в народном мировоззрении раз они погибли не своей смертью и в муках, то они - нечистые поконики. А христианские праздники начинаются с кануна, то есть с первой вечерней звезды предыдущего дня. А ночь - время духов, а этих Святых на вечерних службах уже поминают, значит их души толпами поднимаются и идут к людям. поминающим их… и только на утренней заре души этих святых упокаиваются до следующего года. Так что Хэлоуин - это католический Семик - прекрасное время, чтобы повеселиться и во время большого веселья помянуть тех, кого обычно поминать нельзя, но и о ком забыть нельзя.
.
авторизуйтесь