Одежда - для нас, лишенных шерсти - штука очень важная, особенно если мы живем не в Африке. Кроме функции сохранения тепла одежда играет еще много ролей.
В первую очередь одежда - один из признаков человека, наряду с речью, именем, поясом и нательным крестом. Она выделяет нас из мира природы.
Этот культурный слой может не осознаваться, но именно через лишение одежды и имени люди перестают считаться людьми. Этот прием используется в инициациях-переходах, когда старая одежда снимается и через этап обнажения человек переходит в новый социальный статус.
В свадебном обряде просватанная невеста оплакивает свою девичью вольницу, будучи одета девушкой. В день свадьбы обязательно была баня, где с девушки снимали девичий наряд, распускали косу и она оказывалась в межмирье. Уже не девушка, еще не жена, невесть кто. Отсюда и невеста. Смыв в бане все девичьи слезы и много чего еще, невесту обряжали в платье молодой жены. В доме жениха оставалось лишь поменять головной убор и все, теперь ее считали молодой.
Умершего человека тоже обнажают, омывают, смывая с него воспоминания жизни и обряжают в одежду покойника, которая отличалась особым кроем и методом шитья.
Сюда же можно отнести обесчеловечивание женщин в роддомах, когда она в стенах роддома лишается имени и становится “женщиной” или “мамочкой” и лишается своей одежды, облачаясь (через оголение) в больничную рубаху, которую люди не носят. И тогда можно включать ее в конвейер и делать необходимые манипуляции без того, чтобы думать, что это Мария, она - скрипачка и она готовится встретиться со своим первым ребенком, для не это большое событие.
Хотела написать еще про концлагерь, там тоже этот прием использовали, но вы сами додумаете.
Вслушайтесь в слова:”нарядиться”, “обрядиться”, “вырядиться”. Вроде все слова об одежде, но если присмотреться, то это о том, как я заявляю о себе с помощью одежды.
Частичка “-ся” обозначает “себя”. Корень у всех слов - “рядить” - ставить в в один ряд, наводить порядок (по рядам), каждому свое место.
“Нарядиться”. “На” = сверху, и тогда - “на-рядить-ся” поставить себя над радом, над порядком. Кто слушали мои клубы годового круга о праздниках хорошо знают, что в праздники можно было делать то, что нельзя в обычные дни: высказывать претензии старшим, петь песни, который в другое время нельзя, ну или те же святочные ритуальные бесчинства, когда ряженые пачкали домочадцев сажей или переворачивали лавки.
“Об-рядить-ся”. “Об”= “около”, “вокруг”. И тогда “обрядиться” - я окружаю себя рядом подобных. То есть я определяю, что я женщина, 40 лет, замужняя, горожанка, фрилансер, мать…
“Вы-рядить-ся” - я решила выйти из ряда себе подобных.
То есть через одежду мы определяем себя в мире людей.
И это только часть того как одежда влияет на смену наших состояний и сбор или потерю силы..
авторизуйтесь