Когда готовлю, то одним глазом посматриваю сериалы. На данный момент в поиске: чтобы захватило, чтобы была пища для ума, чтобы ставить на паузу и уточнять какой-то нюанс в Википедии, будь то исторический, этнографический, географический или о какой-то значимой персоне, ну и чтобы был поставлен хитрый морально-психологический вопрос. Пока все еще ищу, но нового Доктора Хауса все никак не снимут ((
В этих поисках я посмотрела пару серий “Чужестранки”. Дамочка там разгуливает по каменным замкам с вотакенным декольте, хотя прочие дамы благоразумно укутали эту зону шерстяными шалями под самое горло. Видимо в современных сериалах сиськи важнее исторической и практической правды.
Но свернула я эту историю из за головного убора главной героини. Вернее его отсутствия.
Главная героиня, соврешив путешествие во времени из послевоенных годов ХХ века в XVII век, оправдала свое маленькое платье по моде 50-х, что ее хотели изнасиловать и всю одежду сорвали, оставив в одной сорочке. Добрые шотландцы выдали ей платья, положенные уважаемой женщине и в первой серии нам показывают всю многослойность одежд. Но ей не дали никакого головного убора, хотя героиня утверждает, что она - замужняя женщина.
Сначала я думала, что не сильна в знании о национальных шотландских костюмах и шотландские женщины ходили простоволосыми. Но потом я заметила, что на экране хватает женщин в чепцах, а наша чужестранка ходит с непокрытой головой, хотя в последствии та начала прикрывать декольте шалью. Мой внутренний Станиславский сказал: “Не верю! Ложь в таких толстых деталях обещает подобные ляпы и в дальнейшем! Ты не сможешь следить за сюжетом и бодешь переживать за историческую достоверность, побереги себя!”. Сериал дальше я не смогла смотреть.
А все потому, что окажись эта история правдой, шотландцы скорее оставили бы дамочку в исподнем, но в первую очередь надели бы на нее чепец, ведь она говорила, что замужем и этот факт должен был быть виден издалека, чтобы в зародыше убить потенциальную мысль о браке с этой женщиной.
Для начала это сделали бы старейшины, чтобы уберечь свое сообщество от нарушения естественного хода вещей.
Штландцы - это же горный народ, вынужденный выживать в более суровых условиях чем равнинные народы. В нас всех встроена программа “свой - чужой”, и что нельзя со своими, можно делать с чужими. Убил своего - ты преступник, убил чужого - герой; обманул своего - преступник, обманул чужого - молодец (вспомните сказки “Храбрый портняжка” или “Маша и медведь”, мы их детям читаем, да).
У горных народов это деление на “свой - чужой” еще более жесткое. Потому что иначе они бы не выжили. Вспомните представителей народов нашего Кавказа. Идет ХХ век, а правило “свой - чужой” у них и при глобализации не смягчается. Вообще, когда читаете или смотрите исторические фильмы о шотландцах, мысленно замените их на чеченцев, а представителей короля на представителей Москвы, лучше будете понимать, что там происходило.
Шотландские кланы? Летом мы ездили на водопады в Адыгею и там видели интересный стенд: территория республики Адыгея, разделенная на участки, какой участок земли какому адыгскому роду принадлежат, и клейма и знаки, которыми метится то, что принадлежит этим семьям. Это все сейчас, в настоящем времени.
Естественно, браки у шотландцев заключались не просто так, а для усиления кланов, там дети могли только родиться, а их родители уже договариваться о браке. Это и сейчас в горах происходит.
Плюс тут противостояние с англичанами. Любые гонения прекращают внутриклановые споры и объединяют против врага. Еврейские или арманские семьи и сейчас держатся друг друга и попасть в этот внутренний круг “чужой” непросто.
И в этих условиях брак с чужой женщиной, с женщиной из стана врагов - англичан очень-очень нежелательное событие. Плюс грех прелюбодеяния и потенциальное двоемужество, ведь она предупредила, что замужем и может быть вдова, но кто знает?
А чепец - это головоной убор, который всем мужчинам вокруг сигналит: эта женщина занята, она замужем, на нее глаз не клади.
До того, как церковь насадила обряд венчания, переход от незамужней женщины в замужнюю отмечался в первую очередь различными манипуляциями с женскими волосами, например, расплетение одной девичьей косы и заплетение двух кос, уложенных вокруг головы у замужней женщины у русских. Подобные изменения с волосами замужних происходили у всех европейских народов.
Следом замужняя женщина надевала головной убор, который закрывал волосы полностью или только темя, в то самое время у девушек темя должно было быть открыто.
Самый экстримальный вариант с волосами, на мой взгляд, происходит у ортодоксальных евреев, где замужяя женщина обривает голову и повязывает платок.
Потому до середины ХХ века замужней женщине было неприлично показываться на людях с непокрытой головой. Я думаю, что вы вспомните своих бабушек, которые старались не выходить из дома без платка или шляпки. Дедушки, кстати, тоже в люди без головного убора не показывались.
С непокрытой головой могли быть только незамужние девушки. И эта даже не мода, а нечто большее, потому что мода меняется, а правило живет в веках, существует века. Мой натренированный взгляд подмечает, что древнегреческие скульптуры и фрески замужних женщин тоже с покрытой головой.
Мода на простоволосость появилась в 60-х вместе с фильмом “Бабетта идет на войну”. Тогда и в СССР девушки стали делать прически “Бабетта”.
Тогда же, в 60-х в США поднялась волна феменистских движений, когда женщины демонстративно срывали и сжигали бюстгальтера, как символ женского освобождения. Но вместе с бюстгальтерами сгорали и головные уборы, обозначавшие замыжних женщин: шляпки, косынки, заколки, собиравшие женские волосы, как знак того, что женщина больше не обслуга для мужчин.
Далее распущеные волосы, как знак женской свободы, в том числе в выборе половых партнеров, перешли в культуру хиппи, а далее везде.
Но если манипуляции с волосами были столь распространены во времени и пространстве, то возникает вопрос: “А почему? Не было ли в этом, на первый взгляд, внешнем жесте чего-то большего, которое помогает в выживании?”
И сейчас я знаю ответ: “Да, все эти манипуляции с волосами связаны с вхождением в разные состояния и собиранием силы разного свойства, под задачу”..
авторизуйтесь