О душе и силе
блог Анны Вокиной
Один из вопросов, которые задают мне часто: “А что, в народной культуре детям разрешали плакать?”
⠀
Да, разрешали. Только до сих пор у меня были косвенные свидетельства этого, а сегодня я нашла очень интересные материалы по этой теме.
⠀
Сейчас я наполняю курс “Траур: переправа к жизни”. Первая часть курса, уже есть в открытом доступе (https://stepik.org/course/51200).
А я сейчас заполняю вторую часть курса, о том, как правильно проживать острую фазу горя. В ней я даю много разных инструментов, чтобы каждый смог найти подходящий.
⠀
Одним из инструментов работы будут причитания.
В северных регионах России, на Северном Кавказе это было целым искусством, когда на похороны приглашались особые женщины-плакальщицы, задача которых была расплакать присутствующих, чтобы не дать им заморозить свои чувства на долгие годы. Это тонкая и интересная работа, со своими законами и знанием писхологии.
⠀
И все бы было хорошо, но одно дело восхищаться искусством профессиональных плакальщиц, а другое дать их искусство как образец женщинам, которым в детстве запрещали плакать.
⠀
С тем же успехом можно демонстрировать олимпийских чемпионов по фигурному катанию тем, кто впервые встал на коньки.
⠀
Кого-то может и зацепит, но большинство скажут: “Не, я так не смогу”.
⠀
Я продолжила поиски и оказалось, что вариант культуры причитаний, который был распространен в Украине, для моего курса подходит больше.
⠀
Специальных плакальщиц не было, потому художественных вершин, как это бывает в случае профессиональной специализации, никто не достигал, зато причитать умели все женщины и даже многие из мужчин!!! Это то, что нам нужно: показать, что причитать и плакать могут все.
⠀
В пятитомнике “Народная культура украинцев: жизненный цикл людей”, в статье Ирины Коваль-Фучило, я нашла пример сознательного причитания семилетней!!! девочки.
⠀
Дело происходило в деревне в 1951 году. Послевоенное время, с деньгами в деревне туго, девочка все лето усердно работала в поле, в надежде, что осенью ей купят платье с алыми маками.
⠀
Но дедушка сказал, что платья ей не купят.
⠀
“Получилось так, что дед не купил мне платья, так я пришла в хату, ну пришла и что же мне делать? Горе такое! Я ж упала там на пол да и горюю:
⠀
Ой моя родненька, та моя ж ти годнинько!
Да мое ж ты платьечк беленькое
Да с маками красненькими!
Да мне ж тебя не носить!
Да мне ж тебя не видать!
Да мне ж, подруженьки мои дорогие,
Да мне ж с вами песенок не петь!
Да мне ж…
⠀
Да тужу ж! Кричу криком, закручиваю (мелодию) как бабы закручивают.
⠀
А бабушка пришла, села и смотрит на меня. А я ж тужу, я ж не видела.
⠀
Она тогда руку на голову мне положила и сказала: “Ну хватит. Попела, да хватит. Дед не купил тебе, а мы завтра пойдем да и купим”.
⠀
И пошли мы на следующее утро в сельмаг, она мне набрала того, что я сказала, в тех маках красненьких”.
Что тут для нас важно?
⠀
Девочка семи лет стала сознательно выпевать - причитать свое детское горе. То есть она знала, что нужно делать, когда у тебя случилось горе, потому что взрослые вокруг горе в себе не носили и выплескивали его из себя причитаниями.
⠀
Девочка семи лет знала устройство причитаний и использовала эти “кубики Лего”, чтобы из них составить причет, нужный именно ей под это конкретное горе. (На курсе я дам устройство причетов, чтобы вы могли составлять их для себя, как эта девочка).
⠀
Бабушка, войдя в дом, не бросилась ее сразу успокаивать, затыкать, стыдить.
⠀
Она была рядом, оставалась в разуме, не боялась проявления чувств внучки, оценила уровень горя ребенка и последствия такого обмана деда.
⠀
Скорее всего дед эти деньги уже распределил с пользой для хозяйства на весь год.
⠀
Еще раз напоминаю, время было очень тяжелое, послевоенное и деньги в руках у деревенских жителей появлялись редко.
⠀
Но бабушка прикинула, что в краткосрочном периоде дед может и выгадал, а вот в долгосрочном последствия будут серьезные, потому что у человека из их семьи прямо сейчас образуется большая дыра в душе, которая потом может аукаться годами.
⠀
Никто не знал, что отказ в платье окажется для девочки таким горем, но девочка смогла это передать, обратившись к инструменту, который используют в случае большого горя.
⠀
Только приняв решение об отмене горя покупкой платья, бабушка мягко остановила внучку в ее плаче и сказала, что платье купят.
⠀
Если бы горе было неразрешимое (например, навсегда уехал лучший друг девочки), то бабушка была бы рядом, так бы сидела и смотрела, пока внучка не выплакала бы из себя горе целиком. А потом обняла бы и приголубила бы ее.
⠀
Вот вам пример бережного, чуткого, без обесценивания, отношения к чувствам детей.
⠀
Но такое возможно только если взрослый сам не боится своих чувств и умеет их проявлять, в том числе и горе. Этому мы и будем учиться на курсе “Траур: переправа к жизни”, который начнется 4 февраля.
⠀
Переходите по ссылке https://stepik.org/course/5120... и присоединяйтесь
авторизуйтесь