Прежде чем двигаться дальше в мир «ниже пояса» стоит разобраться, а почему «ниже пояса», а не «ниже пупка», например? И тут мы касаемся старого философского вопроса: бытие определяет сознание или человек выстраивает свое бытие в соответствии со своим сознанием? Так или иначе, в нашем сознании есть трехуровневое восприятие мира. У дерева есть корни, ствол и крона. Я думаю, все вы видели чудо, когда дерево спиливали под корень, а из корня пускались новые побеги, создававшие новые ствол и крону. Для людей с мифологическим мировоззрением или для детей, это совсем чудо-чудо. Но в человеческом теле происходит подобная же история: вот женщина, которая мыслит, рассуждает, а вот словно голова отключилась, она скорее напоминает зверя, и у нее снизу появляется новый человек. То же чудо, что и с деревом! А потом она отдышалась, пришла в себя и опять, думает головой. Да и у мужчин случается, что низ берет верх над верхом. Что-то внизу, внутри, неосознаваемое, непонятное, обладающее большой силой. И эта сила жизненная. Если ей поддаться, то становится хорошо (даже после похода в туалет), а иногда даже появляется новый человек. Но страшно, что эта непонятная сила берет власть и может разрушить выстроенный мир. Вот мы и получаем три мира, как у дерева. Крона – голова, которая тянется к небу, к богам, к свету. Ствол – средний мир, руки, которые творят этот мир так как повелели боги (или голова) и этот страшный, непонятный, интересный мир внизу, как невидимые корни дерева, которые живут своей жизнью и могут пустить побег. В народной культуре вся одежда выполняет множество задач, защита для тепла, обозначение пола, возраста, статуса и обережье от опасности. И одна из главных функций одежды – отделить себя от животных. Одежда – знак принадлежности к человеческому миру.
И все это замыкается в обережный круг пояса, как вишенка на торте, как заключительная линия, как граница. Когда человек опоясан, он – ЧЕЛОВЕК, и О-БЕРЕЖЕН, т.е. его сила не расплескивается, а течет ровно в берегах. Мне нравится умная, где-то вычитанная фраза: «В народной культуре одежда по отношению к поясу выполняет факультативную функцию». Что означает, если человек гол, но в поясе, то он все еще ЧЕЛОВЕК и ОБЕРЕЖЕН. Были такие нательные обережные пояски из шерстяных нитей. Я помню, как в детстве была в общественной бане и видела там пожилую женщину с переплетенными красной и зеленой нитью на талии.
Но пояс является границей не только по горизонтали, но и по вертикали, разбивая тело на выше пояса – руки, средний мир, подвластный верхнему, и нижний мир, тот самый жизненный, таинственный, приятный и опасный.
Потому в особых случаях: в родах, в сексе, при колдовских обрядах… когда важно дать свободу той нижней силе, пояс обязательно снимался. А в обычной жизни человек «распоясанный» уже не являлся человеком и был заведомо неразумен и опасен.
В следующей записи я расскажу, почему «баба – не человек» и как это связано с поясом.
авторизуйтесь