Сегодня я хочу показать, как положение пояса отражает восприятие мужского и женского в нашей культуре. Мы этого сейчас не осознаем, но корни многих современных воззрений растут отсюда.
Есть давнее высказывание: «Баба с кошкой в доме, мужик с собакой во дворе».
Женщина в физическом мире статична и почти не покидает своего места. Ее пространство внутри дома, там она полноправная хозяйка.
Мужчина же в физическом мире редко бывал внутри домашних стен. Работа во дворе, пахота, сенокос, походы в лес за дровами. Отхожие (от «отходить») промыслы: охота, рыбалка, уход на заработки в других местах. Мужчина уходит и возвращается. Внутри дома он только ест, лечится и спит в зимнее время. Вспомните «Тихий Дон», где мужчины спали то под телегой, то на сеновале. В период от Покрова до весеннего равноденствия ночевки не под крышей считались опасны.
Заметьте, в городской квартире для женщины ничего не поменялось, а вот у мужчины место «во дворе» пропало, в результате он уходит в гараж, на работу, на рыбалку, наконец, хоть в виртуальный мир.
Итак, в ДЕЙСТВИтельном мире (мире где действуют) женщина статична, ее задача держать безопасное обережное пространство (я вчера этим занималась, когда мой мужчина был в пути, особенно, когда ехал по трассе в ледяной дождь, весьма утомительное занятие для меня было, но доехали в целости), где можно наполниться силой, наесться, отоспаться, исцелиться. А мужчина постоянно двигается, уходит к границам мира и возвращается. Но в мире душевном все совершенно наоборот. У мужчин не бывает ежемесячных гормональных бурь, мужчина не истекает кровью из нижнего мира раз в месяц, он не превращается в зверя, выталкивая из себя нового человека, он не голосит на свадьбах, вступая в брак и не голосит на похоронах, когда провожает уходящую душу. Его задача оставаться человеком в человеческом мире, пока женщина совершает свои странные, пугающие, удивительные путешествия в нижний мир, а потом опять становится человеком.
И это отражено в том, как мужчина и женщина носят тот самый пояс – границу между средним (миром людей) и нижним миром. Мужчина носит пояс на бедрах, доля нижнего мира в его теле мала, только для естественных надобностей.
Любой народный костюм женщины детородного возраста - это костюм беременной. Беременность старались скрыть от окружающих, чтобы не сглазили, об этом факте знали только муж и свекровь, которая распределяла работы между невестками. Одежды были объемными и соответственно пояс носился так, как удобно беременной, даже если сейчас беременности нет. А беременная женщина может носить пояс только под самой грудью, потому что так удобно и потому что ребенок вынашивается в нижнем мире. Хотя, чтобы избежать выкидыша, могли надевать под одежду два пояса: под грудью женский и на бедрах мужнин.
И получается, что в теле женщины нижний мир занимает большее пространство, чем мир человеков. Для человеческого мира остается только район груди (где, кстати, расположена чувствующая часть души, то есть женские чувства подвластны разуму) и руки, чтобы творить в человеческом мире. Потому баба – не человек, она человек+большие дополнительные возможности.
А вот после завершения детородного возраста, кода появлялся опыт, разумность, сила текла ровно, потому что ежемесячные гормональный всплески прекратились, ее пояс опускался на талию, разделяя средний и нижний мир поровну. Теперь она может бабить – помогать в родах, может обставлять свадьбы, может провожать в последний путь.
P.S. А курица – не птица, потому что сидит на одном месте и, в отличие от уток и гусей, осенью никуда не стремится улететь. По этому признаку ее вычеркивали из дичи и было возможно ее употребление в постные дни.
авторизуйтесь