(Продолжение. Начало тут) Но в жизни бывают дни, которые оказывают влияние на последующую жизнь. Те самые дни больших переходов, смены состояний для всех членов семьи. Рождение, свадьба, похороны, переезд. От того, как пройдут эти дни, как сменится состояние, зависят даже не последующие месяцы, а годы. И такие события в жизни одного человека происходят не часто.
И вот какая штука получается: ежедневный обряд похода в магазин мы изучали с детства, мы ходили туда с родителями, потом отрабатывали в игре с другими детьми, хотя поход в магазин не оказывает такого знакового влияния на нашу жизнь.
А вот обряды - игры в такие большие, знаковые в жизни события мы не знаем. Событие, которые изменит нашу жизнь на долгие годы, мы не знаем, как сыграть и каждый сейчас его проживает так, словно ни с кем в мире больше такого не случалось, как кривая выведет, как попрет.
Хотя в традиции именно эти обряды были самыми жесткими, самыми четкими и выверенными (я говорю о составе обряда, «вагоны» в этом «поезде» могли меняться местами, и быть «окрашены разной краской»). Ни в свадьбе, ни в родильном обряде, ни в похоронном нет ничего лишнего. Сценарий этих игр оттачивался поколениями, тысячелетиями под потребности психики среднестатистического человека, которая не изменилась с появлением интернета, разве что многие ранее осознаваемые чувства перешли в зону неосознаваемого.
И сейчас психологи уже по факту говорят: «Ну вот, это этап непринятия» «А, ну это у вас этап торга…» то, есть психологи описывают людям их состояния, в которые кривая уже вывела, включая правило: «Зло узнано, зло названо, зло не имеет силы».
Обряд же – сценарий оптимального проживания события, который не дает появиться никаким кривым. Там все роли расписаны, слова выучивались заранее и все знали, кто, когда и что должен сделать и сказать и особо никого не интересовало что там чувствует игрок на самом деле. Как актер может прийти в театр в веселом настроении, а ему сегодня трагедию играть, или он сам в горе, но он занят в комедии.
Так и в обряде, может она любит своего жениха и рада выйти за него за муж, но обряд требует в это месте причитания, где она должна щедро полить грязью и жениха, и его семью.
Например, «Ходит чуж-чуженин по темным ноченькам, по вольным вольницам, по казачихам-работницам, пьет вино зеленое, жжет траву проклятую, пьяно напивается, из ума выпивается, он идет да шатается, да матюком забавляется». Хотя жених может быть вовсе не таким. Но обряд требует проговорить все возможные женские страхи о своем будущем муже.
И хотя все знают, что слова обрядовые, но чувства проявляются в результате самые настоящие. Жених, который совсем не пьет, может в сердцах крикнуть: «Да не такой я!». Отец, который должен отдать невесте деньги «за полетки» (за работу, которую невеста делала, живя в доме родителей – последний этап разрыва связей с родительским домом) может не выдержать, расплакаться и попросить, чтобы эти деньги передали другие, а он не может так.
То есть роль в обряде ведет игрока и пробуждает в нем чувства, которые он мог не испытать сам, а их испытать именно сейчас нужно.
И возвращаясь к посту про мужское взросление, эти слова матери, в испытании молодой, что «Это моя жена, мне с ней жить. Прекратите над ней издеваться!», они прописаны по обряду, но попробуй скажи их, когда на тебя все смотрят. Смотрят те самые тетушки, которые охали: «Это же мать, слушайся ее».
И матери может быть от этих слов обидно и может не хотеться терять свою власть над сыном, но опять же свою роль нужно играть и сына нужно послушаться, все же смотрят и ожидают правильных слов. И всегда можно часть своей ответственности переложить на обряд: «Я не хотел, но так надо. Не нами начато, не на нас закончится». А игру в свадьбу она выучила с детства, все роли. Однако правильные слова вовремя сказаны, правильные действия сделаны, правильные чувства, даже запретные ранее, под прикрытием обряда прожиты. И состояние сменилось тоже правильно.
И похоронный обряд – тоже игра с ролями и нужными словами. Потому и возможны были на похоронах днем голошение и причитание, а ночью веселые истории и игры в карты на покойнике. Обряд требовал. Потому и беспокоятся сейчас люди после похорон «а все ли я правильно сделала», то есть верно ли эта игра была сыграна. И мы знаем, что игра есть и правила у нее есть, только из-за общественного табу на разговоры о смерти о похоронах эти правила не знаем.
А дальше выбор за вами, столкнуться неожиданно с таким событием и бултыхаться как щенок в потоке реки, авось получится выплыть, или превратить катастрофу в игру, и играючи, с помощью обряда перебраться на тот берег. Ну а для этого нужно просто знать устройство обрядов. Благо информации полно и именно родильные, свадебные и похоронные обряды описаны этнографами вдоль и поперек. А зная основные точки обрядов, можно запросто его выстроить под ваши личные условия.
авторизуйтесь