Основная суть происходящего на страстной неделе в быту – это подготовка к большому полугодовому переходу. Пару постов назад я писала о делении года на полугодовой цикл «зима» и «лето», образ жизни, ритм жизни и правила жизни в которых очень разные.
Когда-то граница между ними проходила в весеннее равноденствие (Масленица, Новый год) и осеннее равноденствие. С приходом христианства переход весеннего равноденствия растянулся и разбился Великим постом на две части: Масленицу по церковному календарю и Пасху. А на зимний ритм стали переходить на Покров.
С наступлением Покрова (1 октября ст.ст) возникал запрет на ночевки вне обережного пространства дома. Вся семья теперь должна была жить в пространстве избы. Это обычно одна или две отапливаемые комнаты, размер которых органичен высотой строительного леса. Признак избы: печь, стол, потолок сверху устлан слоем земли для сохранения тепла, что отсылает нас к древним землянкам. То есть сени – уже не изба, кладовая под той же крышей – не изба.
Вспомните деревенские бабушкины дома, где центром является печь, вокруг которой семья проводила зиму. Комнатки там небольшие и потолки не высокие, потому что все подчинено сохранению тепла и экономному расходованию дров. А семьи были большие, 15-20 человек, включая малых детей.
Телевизоров, радио и интернета нет. Потому, сбившись в кучу у печи, занимались ремеслами, рассказывали сказки.
А еще играли в праздники. Сначала начинали играть осенние свадьбы как раз на Покров, когда оканчивалось время осенних заготовок. Потом общение с предками – Деды, единственное время, когда встреча с духами предков проходила не на кладбище, а их приглашали в дом и проводили поминки. Следом самые темные дни, когда умирало Солнце. Дальше Рождество и две недели святок. За ними опять большой период свадеб, которые в большинстве игрались в зимний Мясоед до Масленицы.
Тут и так в тесноте и чувствуешь локоть другого члена семьи, а эти игры- праздники еще и состояния меняют, вытаскивая страхи, скрываемые чувства, звериные замашки, которые отыгрывались ряжеными. Слез, смеха, смена состояний. Свадьбы, поминки, Святки – дела весьма нечистые. И все это в пространстве избы. К весне энергетика избы нуждалась в большой чистке и в новых обережных предметах. Чем хозяйки и занимались с начала марта, когда к Пасхе все вымывали, отмывали, выкидывали лишнее и к Пасхе белили печь и стены. Ну и творили новые обереги.
После Пасхи жизнь менялась. Снимался запрет на ночевки вне обережного пространства избы и более того, в избе старались проводить как можно меньше времени. Вспомните, как бабушки в деревне вас выгоняли из дома на улицу. Потому что изба с печью и столом – храм для семейных обрядов, и как в церкви народ просто так не живет, так и семья теперь ЖИЛА вне дома, на белом свете. Это летние кухни, ночевки на сеновале и в поле под кусом, в шалашах на покосе, жизнь во времянках и неотапливаемых флигелях, девушки перемещались в свои отдельные от семьи горницы с отдельным выходом.
Я вам еще 1 марта напоминала, что начинаются весенние очищения дома, и по дохристианским обычаям все должно было быть готово к весеннему равноденствию. Но Пасха дает фору и теперь наступает последняя неделя подготовки к смене ритма жизни, и вся генеральная уборка должна быть завершена к Чистому четвергу (а наступает он, как вы должны помнить, с первой вечерней звездой в среду). Потому что в Чистый четверг очень много дел. Это завершающее очищение с окуриванием, обрызгиванием, осыпанием маком и изготовление волшебных предметов вроде четверговой свечи, соли, нити, которыми пользуются весь год. Об этом я еще буду писать.
А сегодня с вербным воскресением вас. «Вербохлест – бей до слез!» Оживайте. )))
авторизуйтесь