Продолжаем разбор сказки.
Следующее предложение сказки про купца: «Но как умерли у него батюшка с матушкой».
В сказках это дело обычное, родители мрут довольно рано, когда дети еще молоды. Умирают сразу оба родителя или матушка. Второй вариант встречается чаще в сказках, где главная героиня – девушка.
Можно было бы списать это на пресловутую раннюю смертность, только сколько раз мы со слушательницами проводили эксперимент, накидывая в чат, сколько лет прожили их бабушки – дедушки, рожденные до революции. 80-100 лет – обычное дело, хотя на долю того поколения выпали самые большие трудности, революции, войны, голод, большое психологическое и физическое напряжение.
Зато девушке сундук для приданого ставили в 5 лет. Детская смертность была очень большая и за счет ее средняя продолжительность жизни выходила 40 лет.
И еще не забывайте, что это – сказка, а сказка не про «были» то есть не о теле, молодой купец и нес «жил» и сказка о изменениях души.
Сейчас конец июля, будущие первокурсники подали документы в вузы, многие в другой город, впервые без родителей в 16-17 лет. И если они будут писать свою сказку, то она будет такая же: «Жил …» потому что быт прикрывали родители, а потом матушка с батюшкой умерли и они уподобятся сиротам. В чужом городе, родители далеко, и заступиться некому, и ошибки никто не прикроет, весь опыт целиком этого молодого человека. Это и есть та смерть родителей, о которой говорится в сказках.
Чтобы взросление произошло, важно чтобы родители «умерли». Занялись своей жизнью, путешествовали, делали карьеру, устраивали свою личную жизнь («мать умерла и отец вскоре женился на другой» в сказках о женском взрослении).
Это очень-очень большая проблема – инфантильность взрослых людей. Я уже давно не удивляюсь, когда ко мне приходит женщина, у которой есть муж и дети – подростки, и при этом самая большая ее забота: отношения с мамой.
Что мама все оценивает, не признает заслуг, дочка старается заслужить мамино одобрение, но у нее это мало получается. «А с мужем и детьми все хорошо?», начинаем смотреть, и оказывается, что там есть чем заняться, что естественно, ведь сила этой женщины в виде внимания постоянно утекает к маме.
Маминых сыночков тоже полно. Я не так много общаюсь по этому поводу с мужчинами, но знаю истории, когда мужчина, на первый взгляд самостоятельный и успешный, решил подыскать себе невесту и жениться, потому что подумал, что мама так хотела бы, хотя мама ничего не говорила, думала молча. И подобные мужские истории у меня тоже накапливаются.
Еще 100 лет назад этот вопрос решался обязательно. Юноши отдавались в ученики в 8-9 лет и учились у мастера ремеслу.
Девушка и мать оплакивали друг друга на свадьбе, когда девушку просватали и она в причетах высказывала все свои страхи от будущей замужней жизни, и прощалась с домом, родителями, братьями и сестрами. Свадебные причеты дочери по матери и матери по дочери не сильно отличаются от причетов похоронных. Все элементы и про «за реку», и «обернусь птицей», «вырасту деревцем» - все это есть в свадебных причетах.
А когда невесту увозят, ее прежний мир: родители и незамужние подруги остаются в ее девичьем доме. А потом «годом братец едет», чтобы узнать, как живет сестра и «к теще на блины» - в гости через год. Четыре сезона прожить без мамы, ее указаний и оценок в новой семье, чтобы через год встретиться с ней, будучи ровней в статусе: ты – замужняя женщина, и я тоже.
Понятно, что эти ограничения работали, если выходила замуж «за реку», в другую деревню. Но и живя в соседних дворах, дочка могла сходить к маме только с разрешения свекрови.
Так что наш молодой купец или получил свою долю дела и вертись, как сумеешь, или был отослан в ученики к родственнику, чтобы получить опыт и вернуться. Но попал он в ситуацию, когда от родителей ждать помощи не приходится, а значит его «жили» оказалось под угрозой, потому что «были» теперь тоже не прикрыто и нужно организовывать свое «жил – был» самому.
Собственно без этого разрушения «жили – были» сказок и не было бы. Сказка всегда о том, как герой справился с поломкой своего «жил – был».
авторизуйтесь