Неделю я создавала занятие по новоселью и это бомба.
Потому что в новоселье важно – это не оставить свои счастье и долю в старом доме, а перенести их в новый. И для этого используется много чего, но самое главное – перевезти в новый дом домового. Вот тут-то и начинается самое интересное, если взять за гипотезу, что домовой – это воспоминание о докошачьей культуре, когда вместо кошек дома жили змеи, естественно в свободном выгуле, без террариумов и ламп.
Потому что крестьянину важно было сохранять запасы и бороться с грызунами, а кошек до конца 18 века в деревенском доме не было. Их еще в 1745 году во дворец Елизавета выписывала, потому что грызуны одолели. Для простого крестьянина, живущего в зоне рискованного земледелия, кошки были не по карману, а урожай сохранить нужно.
И получаются домовые, делящиеся на дворовых, овинников, хлевников, это - несколько змей, со строгим территориальным разделением (хищники, конкурентов не терпят). Во дворе может жить и гадюка под колодой. Дома – неядовитый уж.
Уж, летом жил на пороге, лежал там, свернувшись кольцом. Который «своих пускает, а чужих - нет». Вот вам и запрет передавать что-то через порог или даже здороваться, потому что змея может разнервничаться и проявить агрессию. Вот и объяснение, почему невесту переносить через порог.
Потому нельзя в доме шуметь, кричать, ссориться. Это делает агрессивной домашнюю змею и она может напасть. При этом змея не проявляет себя ярко в доме, живет за печкой, ее особо не видно, активна ночью. Чем не дух?
Пускать в новый дом первой кошку и оставлять там ее на ночь, а потом смотреть, жива ли, можно ли жить? А если это был пустой деревенский дом? Где могли завестись ядовитые змеи, считающий дом своей территорией? Тогда пустить первой свою змею на ночь – обеспечение безопасности. Она или прогонит местных змей, или проявит их наличие.
Змея – женское животное. Если мужчины покидали дом и надолго, охота – рыбалка – работа в поле – промысел, и собаки уходили с ними, то змея, как и женщина, привязаны к дому. И змея и женщина сохраняют урожай, способствуя достатку и богатству.
Змеи за пазухой, похоже, были обычным женским делом. Защита от чужаков, пока мужчин дома нет. Дополнительная женская сила, опасная для мужчин. Женщина со змеей. Женские крашения в виде бус – напоминание о тех временах. Как пугали мужчин змеи, которые оплетали женскую шею, или змеиная голова, внезапно показывающаяся из женских волос?
И это общекультурный символ. Даже в местах, где кошек приручили раньше. В том же Египте у фараонов символ – головной убор с головой кобры. И египетская богиня Рененутет богиня плодородия, хранительница всего собранного урожая, мать бога зерна Непри. «Эта богиня по праву считается одной из самых древних и уважаемых, вне зависимости от эпохи и правящих династий. Главной задачей этой богини, без сомнения, можно считать помощь в сборе и хранении урожая (Рененутет делает это в обличии змеи — священного существа для египтян).
Рененутет дарует изобилие, удачу, богатство, счастье, помогает при родах. Впоследствии она, как и бог урожая винограда Шаи, стала почитаться как богиня судьбы. Рененутет, часто вместе с Шаи, упоминалась в добрых пожеланиях, направлениях: «да будет жить с тобой здоровье, при тебе Шаи, Рененутет в руке твоей»; «да будет жить Рененутет на пути твоем».
«Рененутет в руке твоей», «Да будет жить Рененутет на пути твоем» это про кобру, да.
Более того, говорилось, что новорожденные брали Рененутет к себе на плечи с их первого дня, и она упоминалась как (та, кто) защищающая, и Леди (Богиня) одеяний (одежды в которой рождались).
Имя Рененутет так же может быть истолковано альтернативным способом, как ренен-утет, а не рен-нутет, в связи с чем смысл меняется на более эзотерический — кормящая змея. Как кормящая змея Ренетутет изображалась, в частности в изобразительном искусстве, как кобра, или женщина с головой кобры.
Змеи — это животные без полового диморфизма и рассматриваются у Древних Египтян исключительно как женские особи, поэтому была только богиня».
Опять связь детей со змеей, которая оберегает, так же как у домашней змеи славян, дети спали, ели и играли со змеей. Опять женщина с головой змеи.
Верование в змею в Египте – древнейшее, а потом из двуречья в Египет попадают первые одомашненные пустынные коты и египетская мифология обзаводится мифом о том, как Ра в образе кота, победил большого змея Апопа. Я думаю, речь идет о смене культур, когда кобры были заменены более безопасными кошками.
У славян же смена культур со змеиной на кошачью произошла позднее. В 18-19 веках. И воспоминания о той культуре еще сильны. Особенно в Беларуси, Украине и Литве, где культура жизни с ужами была сильна еще в начале ХХ века. Но культура эта – женская, а этнографы склонны обесценивать женские источники. «Мужчины – хранители традиций, а женщины много от себя приплетают».
Плюс женская магическая культура очень трудна для изучения, потому что она передается от женщины к женщине при достижении ею определенного возраста и социального статуса.
авторизуйтесь