4 декабря (а для тех, кто предпочитает Юлианский календарь, по которому живет РПЦ - это 17 декабря) Варварин день. Который означал наступление Никольщины. 5/18 декабря – Саввин день, а 6/19 декабря – день святого Николая, который праздновали 5-7 дней.
У Варвары много функций, я их тут писать не буду, люди взрослые – загуглите. Нас же интересует следующее:
1. Варварин день – женский день, и был запрет на часть женских работ в этот и последующие два дня.
2. В Варварин день особо почитались беременные. Если больше всего свадеб игралось на зимний мясоед – в феврале-марте, и если молодая забеременела на свадьбе, то рожать ей, примерно на Зимнее Солнцестояние. И ее первенец будет как Новое Солнце, или подобен Христу. Считается, что первые и последние дети наделены особой силой, а тут еще в такое время родиться, плюс еще сила.
3. В Варварин день начинают собирать Колядную метлу, по одному прутику в день до Рождества. Этой метлой потом выметают на Водосвят всю чертовщину, которая творилась на Святки, обметая дом изнутри и снаружи. А метла – образ женской силы. А на Святках сила нам пригодится!
4. Варвара идет рядом с днем св. Николая. Савва, оказавшийся между ними просто оказался в хорошей компании.
А кто же у нас св. Николай? Самый почитаемый на Руси святой. Иностранцы говорили, что русские воздают св. Николаю почести словно богу. Николай – милостивый, покровительствует простому люду. И еще культ св. Николая заменил культ бога Велеса/Волоса – скотьего бога.
Перун считался покровителем воинов и был княжеским богом, а простые люди поклонялись Волосу. Ему до ХХ века на поле оставляли несколько несжатых колосьев. А еще Велес, кроме всего прочего, управляет волками. Велесовы дни называются волчьими.
Итак, у нас образ женщины – покровительницы Беременных, по сути богиня – мать, и образ всесильного божественного мужчины, который может помиловать. Идут вместе в рамках одного праздника. Это я вам пока набрасываю отдельные образы.
Смотрим дальше. Сейчас будет один фокус, который в свое время меня поразил, почему я сама раньше этого не видела?
Святой Николай в Европе называется Святым Николаусом, или Санта Клаус. Может быть, вы это знали, но для меня в свое время это было открытием. И все мы теперь знаем, что Санта Клаус несется по небу в повозке запряженной оленями, а у нас тот же Святой Николай связан с волками.
И Святой Николай у нас, и Святой Николаус в Германии, и Санта Клаус известны как те, кто раздает хорошим мальчикам и девочкам подарки. То есть оценка того, как вел себя человек в течение года – это его работа. Но вот только никто не говорит, что происходит с плохими мальчиками и девочками? И о мальчиках и девочках ли тут речь? Ведь боги, святые – это все из сферы душевной и духовной жизни.
Что может произойти плохого с душой? И почему эта оценка происходит именно сейчас? В самые темные дни года?
Вспомните огонь в лампаде, который стоит перед иконами. Он символизирует огонь души, искру души от слова «искренность». Этот огонь не должен погаснуть, какие бы испытания не выпадали на нашу долю. Когда на небе большую часть дня светит солнце, огонь в душе не столь заметен.
Но когда наступают темные дни, мы проводим больше времени под крышей, все вместе, а на дворе большую часть времени ночь, становится хорошо видно, в ком горит живой огонь души, а у кого душа настолько зачерствела, что если внутри и есть искра – ее не видно.
Задача Святого Николая оценить, кто сохранил огонь души, а кто – нет. И это относится не только к людям, а ко всему, что отжило, но уже мертво. И… вот он наш главный охотник в том, что называется Дикая охота, или Дикий гон.
Прежде, чем мы двинемся дальше, давайте еще раз проговорим, что я сейчас веду речь не о христианской трактовке св. Николая. Тем более, что в России Никольщину уже сто лет никто не празднует как большой народный праздник и день св. Николая стал сугубо церковным, зато мы все сейчас имеем дело с Сантой Клаусом, и тут я раскрываю образы, которые стоят за милым дедушкой с бутылкой Кока-Колы (Именно в рекламе Кока-Колы впервые возник привычный нам образ Санты Клауса в красном костюме).
Во многих европейских культурах есть образ дикой охоты, которая несется по небу и собирает души умерших, которые почему-то застряли в нашем мире и питаются силой, исходящей от живых.
Итак: Дикая охота несется по небу и наводит порядок перед окончанием старого мира и началом нового. Напомню, 12 святочных дней несут в себе «большое в малом». Каждый из дней задает тон соответствующему месяцу года. Во время святок границы между мирами нет. Колядовщики – ангелы днем благословляют, ряженные, приходящие ночью – духи из нижнего мира. Нет прошлого и нет будущего.
Именно поэтому в Святки можно гадать и загадывать самые смелые желания. Котел с варевом Нового года бурлит и в это время можно добавить в него что угодно.
Но до этого момента нужно провести ревизию мира и убрать все то, что не должно попасть на Святочную кухню. Все, что умерло, но почему-то застряло в нашем мире и тянет силы.
И с 1 ноября Дикая охота выходит на тропу, и все это время она выискивает то, что мертво, забирая с собой. Живым следует отвернуться, спрятаться и не смотреть на несущихся по небу всадников, иначе придется присоединиться к этой охоте. А все мертвое: отношения, вещи, чувства, лучше отдать всадникам добровольно, иначе вырвут из рук без всякой жалости.
Кто же возглавляет Дикую охоту? Скандинавы считают, что предводитель охоты – Один. У германцев это фрау Хольда, известная нам по сказке «Госпожа метелица», богиня мать и… покровительница беременных. Где там наша Варвара?
Дикую охоту может возглавлять и человек, который застрял на границе мира живых и мертвых, иногда дикой скачке предводительствует король Артур – не живой и не мёртвый, принадлежащий двум мирам – миру живых и Аннону, иногда – бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, иногда – Эдрик Дикий – женившийся на деве из рода Ши, потерявший ее по неосторожности, и снова нашедший после смерти.
Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту.
Корнуоллский вариант Дикой охоты – собаки Дандо Дьявола, которые мчатся по земле или над землей и охотятся на души людей. В документах XII века говорится, что число охотников 20 — 30, что они верхом на черных лошадях и черных оленях. С ними черные собаки с ужасными блестящими глазами.
В Англии одним из символов Охоты является олень, непривычного для нашего мира белого цвета. Британия вообще имеет множество разных вариантов этой легенды.
Дикая Охота в Англии известна как Herlathing, в честь мифического короля Херлы, посетившего свадьбу ребенка Короля Волшебной Страны. Другим широко известным предводителем Дикой Охоты был Кернуннос, великий рогатый кельтский Бог Природы.
Вот вам волки, вот вам милые олени Санты.
Я думаю, теперь вы вспомните многие литературные произведения, в которых есть дикая охота. Например, в легенде о Собаке Баскервилей. Или Назгулы во «Властелине колец».
Будьте бережны к себе и своим близким, следите за огнем своей души и не стоит вставать на дороге у диких охотников. И помните «остерегайтесь выходить на болота в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно»
авторизуйтесь