«Душа – главное понятие народной антропологии (науки о человеке)», так говорится в этно-лингвистическом словаре «Славянские древности», российской фундаментальной научной энциклопедии по тематике славистики, культуры и славянской мифологии.
В русском языке душе отводится особое место: душевный человек, задушевная беседа, жить душа в душу. Мы можем взять что-то на душу, например грех или на душе может лежать камень обиды. А можно убрать камень с души и тогда на душе станет легко. Душа может быть широкой или черствой, она может болеть, плакать, радоваться.
А еще душа хочет, требует, жаждет, чувствует, трепещет, порхает…
Мы с моими слушательницами исследовали и другие языки на предмет того, как в них описывается душа, какими свойствами обладает. Английский, немецкий, португальский, польский, украинский, бело русский и даже узбекский…
Во-первых, во всех языках есть такое понятие – душа, во вторых свойства души описываются схоже, разве место, где она размещается, может разниться. Ну так мы знаем, что душа двигается по телу. Она может быть «не на месте» или «уйти в пятки».
Любое решение оценивалось с точки зрения души. Брать ли этот грех на душу, или иную тяжесть душевную?
Но несколько веков назад начало набирать силу научное мировоззрение, которое я весьма уважаю, благодаря которому, например, я сейчас печатаю этот текст, а вы его прямо сегодня сможете прочитать.
И все бы было хорошо в этом материалистическом взгляде на мир, но… душа, душевные отношения, душевность – это точно есть, я это чувствую. Пусть это называется гормональным фоном, работой моих нейронов, особенностями моей психики, пусть это будет бездоказательным аспектом веры.
В моей модели мира душа обосновалась прочно и навсегда. Мне так понятнее и проще жить, и то, как поменялся мир вокруг меня за последние двенадцать лет, свидетельствует о том, что прислушиваться к своей душе и выстраивать свою жизнь по душе стоит.
Но как это делать, если мы выросли в мире материализма научного мировоззрения? Что делать с душой? Как ее слышать, как научиться жить по душе? Это знали наши прабабушки из того мира, где душа была основным понятием, нас же никто не учил, а наука не может помочь заполнить эту потребность.
Отчасти это делает церковь, но для меня она – компромисс. Чужой опыт и чужие наставления, которые зачастую не откликаются… где? Внутри меня? В моей душе? Но раз они не откликаются, то как я научусь слышать свою душу?
Теперь мы затронули грань не научную, а теологическую.
Но я не ученый, и не представитель церкви. Мне нужно разобраться с душой, чтобы жить свою скромную жизнь, которая конечна, чтобы радоваться миру, чтобы слышать своих близких, создавать и поддерживать атмосферу искренности и душевной безопасности.
Что-то простое и практичное, что-то, чем владели наши прабабушки, чтобы выжить в сложных условиях, когда жизнь одного человека подчинена жизни семейного клана или общины.
Что помогало, помимо тяжелого крестьянского труда, петь, плясать, праздновать, любоваться красоте окружающего мира, вести задушевные беседы… Взять бы эти знания, да как-нибудь приладить к нашему суетному городскому ритму, да научному мировоззрению. Взболтать, но не смешивать.
Именно это я искала для себя больше семи лет назад. И нашла. Сейчас мне представить трудно, как можно было жить без вот такого взгляда на мир, без практического умения понимать душу, слышать ее, убирать душевные камни, ориентироваться на божественную искру внутри души, чтобы не терять своей искренности..
авторизуйтесь