Всего сто лет назад покупные игрушки были дороги и малодоступны. Вообще до 30-х годов ХХ столетия ребенок не был тем, в кого стоит основательно вкладываться. Современные производители товаров отлично играют на тревожности родителей, особенно молодых и неопытных, внушая им, что без тысячи разных предметов вы просто не сможете вырастить ребенка. Ну или вырастите, но будете о-очень плохими родителями.
А раньше одни валенки на троих, одна шапка на двоих – норма. Вкладываться и покупать что-то активно, начинали для девушки на выданье, потому что через нее важно было показать силу рода, из которого она происходит, чтобы породниться с другим сильным родом. «На пузе шёлк, а в пузе щёлк-щёлк» поговорка из того времени, актуальная и сейчас. Парни на щегольскую одежду зарабатывали себе сами.
Игрушки покупались редко и было их немного. Чаще игрушки изготавливались дома в семье. Все мужчины были в состоянии вырезать фигурки из дерева, а любая женщина могла скрутить человечка из тряпочек.
И тут у наших предков включалось мифологическое мышление, в основе которого лежит видение, что пустых мест нет, везде живут какие-то духи. Потому даже в доме нужно было договариваться с домовым, при покупке новой коровы, представлять ее дворовому, чтобы принял и не гнал со двора, в овине жил овинник и следил за овцами. Что уж говорить о лесе, где у каждого дерева свой дух-хозяин.
И вот кусочек этого дерева приносят в дом, чтобы изготовить из него что-то для дома. И, возможно, именно в этом кусочке и сидит тот лесной дикий дух, который может вредить домочадцам. Один из способов обезопасить себя от этого духа – расписать деревянный предмет или украсить резьбой, которые содержат обережные символы. Дух дерева окажется запертым внутри этих узоров и нейтрализован.
Что касается антропоморфных, то есть человекоподобных фигурок, тут еще сложнее.
Наши предки видели, что в нашем теле, помимо нашего, русского, человеческого духа, живет много кто еще. Вы же говорите «на меня жор напал». И когда он нападает, то вы явно ощущаете, что вы наелись, вам больше не нужно, но кто-то другой внутри вас не может остановиться и продолжаете есть «как не в себя», то есть в кого-то другого.
Мы сейчас это понимаем образно, а наши предки видели так буквально. (И если встать на эту точку зрения, то этих духов можно из себя выпроваживать. У меня и слушательниц это получается).
Виделось, что наше тело – это такое общежитие для духов. Не всегда они живут между собой мирно, не всегда наше Я успевает проявляться. Изготавливая человекоподобную фигурку, мы делаем свободную жилплощадь, эдакий отдельный дом, в который может поселиться неприкаянный дух.
И это хорошо записано в нашем подсознании. Сказки Андерсена, где балерина и Стойкий Оловянный Солдатик живут своей жизнью. Мультфильм «История игрушек» целиком построен на этом видении. В каждой из игрушек поселился свой дух, со своим характером и оживил игрушку. Игра «Пять ночей с Фредди», которая недавно была популярна среди детей.
Ваши дети могут пытаться резко оглядываться, чтобы заметить, как игрушки за спиной двигаются; мои так делают, еще и камеру ночного видения хотят установить, чтобы увидеть, как игрушки ночью живут.
Именно поэтому у народных кукол нет лица, чтобы лишить поселившегося духа возможности самовольничать.
А ночь – это время, когда духи начинают активно действовать. От первой звезды и до первых петухов. И на это время игрушки складывали в короб.
Чаще всего такие короба изготавливались из полосок бересты или ивовых прутьев, которые при переплетении создают множество крестов. Закрещивание – старинный, еще дохристианский способ наложить обережье. А плетеный короб – это одни кресты-кресты-кресты… Вот и получается, чтобы духи, сидящие внутри игрушек, ночью не шалили, на сами игрушки наносили обережье, не делали им лиц, объясняя, что «в доме чужих глаз быть не должно», а на ночь еще их закрещивали, помещая в короб.
Вот такая сказочка. Современные игрушки имеют глаза, не имеют обережных знаков и то, что вы их на ночь поставили на полку или сложили в ящик для игрушек, обережьем от духов тоже не является. Та система в нынешних условиях не работает.
Осталось только лишенное осмысленности действие «убрать на ночь игрушки во что бы то ни стало», лишь потому, что мама от вас этого требовала, а от мамы требовала бабушка, а от бабушки требовала прабабушка, но только прследняя из всей цепочки делала это по описанной мною причине, из мифологического мышления, да и то, не осознавая причин, а потому что: «Не нами начато, не на нас и закончится». Зато у нее еще были самодельные игрушки и короба, потому система работала.
Вот и думайте, стоит ли сейчас портить отношения с ребенком из-за неубранных на ночь игрушек, если у вас до сих пор не было первобытного страха духов и оживающих игрушек? Может пусть завтра доиграет, а вы, вместо того, чтобы ссориться, почитаете сказку?
авторизуйтесь