Читаю книгу Станислава Дробышевского “Достающее звено” о предках человека. И сегодня прочитала о том, к чему я давно сама пришла, изучая народную культуру.
⠀
Наши предки не были “темными людьми”, знали, умели и понимали в обычной жизни больше нашего потому, что им это нужно было для выживания.
⠀
У меня есть знакомый, который бросил городскую жизнь и ушел в фермеры. Первые три года он избавлялся от иллюзий горожанина и на собственных ошибках учился вести хозяйство.
⠀
Как он говорит: “Если бы у меня не было страховки в виде продуктов в магазине, я бы умер с голода в первую же зиму, потому что многого не знал и не умел”.
⠀
Ему пришлось срочно интенсивно учиться, чтобы выжить в новых для него условиях, которые были привычны любому сельскому жителю 100 лет назад.
⠀
В свое время мне так же пришлось интенсивно учиться, чтобы выжить с ребенком на руках, научиться жить с детьми так, чтобы дети выполняли “сопровождающую функцию при взрослом”.
⠀
Я убеждена, что детство - это время, отпущенное для того, чтобы научиться быть взрослым и детская изоляция с себе подобными не вполне разумна.
⠀
Я хотела видеть как растут мои дети, и хотела, чтобы дети видели как я справляюсь с житейскими трудностями, и для этого мне пришлось с этими трудностями справляться и таки справиться.
⠀
По сути мое отношение к материнству не отличается от отношения моего друга к сельскому хозяйству, мы пошли по пути “сделай сам, а не отдай это на откуп специалистам”. Необычно для современного общества, но совершенно обыденно для наших прабабушек и прадедушек.
⠀
А в результате нам пришлось много думать, пробовать, учиться, повышать уровень своей образованности и все потому, что нам нужно было выжить.
⠀
А ведь мы с другом не освоили и десятой части тех знаний и умений, которым должны были бы обладать, чтобы выжить в деревне, живущей в основном натуральным хозяйством, где для выживания нужно было взаимодействовать с другими членами общины, например, чтобы не попасть под вилы, когда ты стоишь на стоге сена, а тебе это сено наверх накидывают.
⠀
И потому чем больше я изучаю нашу бытовую культуру и историю, тем больше я понимаю, что это современный человек темен.
Каждый отдельный человек в современном обществе выживает за счет общего развития общества.
⠀
Общество в целом умнее за счет накопленных и зафиксированных на носителях знаний и технологий, которые можно быстро передать другим, но каждый отдельный человек глупеет.
⠀
Далеко ходить за примерами не приходится, я жила во времена дисковых телефонов и помнила наизусть пару десятков номеров близких и знакомых, запомнить еще один номер мне не составляло труда, сейчас я не помню наизусть телефон своего сына, потому что мне это не нужно, чтобы позвонить одним нажатием кнопки.
⠀
И вот в книге я вижу главу с подтверждением моих выводов на счет того, кто же “темный”( листайте карусель). А потому у меня нет иллюзий, что мы сумеем так же тщательно разработать психологические приемы, коими обладали наши предки.
⠀
Например, они знали о важности горевания и траура, потому специально приглашали плакальщиц на похороны и поддерживали человека в трауре.
⠀
Сейчас же уже на похоронах вас напоят успокоительным, лишь бы вы не плакали и будут предлагать взбодриться и отвлечься, хотя еще года не прошло после вашей большой потери. То есть траур объявили чем-то ненужным, а взамен ничего не предложили, хотя потребность психики в этом осталась.
⠀
Вот и ходят по свету люди, которые внешне живые, что-то делают и говорят, ходят на работу, вступают в брак, растят детей, а внутри жизни нет.
⠀
Потому я и изучаю обряды и обычаи наших предков, чтобы взять оттуда то, что будет полезно в современном мире, раз пока мы не придумали соответствующую замену, да и в состоянии ли придумать?.
авторизуйтесь