Обряд перехода в семь лет включал в себя следующее:
Проверка на «свой – чужой», что-то вроде экзамена на готовность. Ответы на вопросы, которые знает только член нашего круга. Ни один американец не догадается, что «без окон, без дверей, полна горница людей» - это огурец. Для нас это знак своего, прошедшего русский детский сад.
Там, где был распространен сарафанный комплекс, девочка впервые надевала сарафан и становилась девкой. В этом слове не было грубости, оно определяло принадлежность к определенной возрастной категории. Вспомните дворовую шуструю девку, которая везде прошмыгнет и со всеми договорится. До этого перехода девочка бегала в рубашке.
Сарафан шила мать из ткани любого, принятого в этом месте цвета, только не красного. Красный сарафан – свадебный. «Не шей ты мне матушка красный сарафан» - это из свадебных причетов просватанной невесты. Красный цвет в одежде появлялся, когда девка становилась «красной», то есть у нее начинались месячные.
Понева и подол сарафана, то, что ниже пояса – образ женской силы, той что ниже пояса. Чем шире подол, в котором женщина чувствует себя комфортно, тем большей силой она может управлять.
С изнаночной стороны нового сарафана, по подолу мать пускала красную полосу ткани, которая являлась обережным материнским (красный – цвет материнской силы) кругом для нарождающейся женской силы девки.
Так же женскую силу ниже пояса защищал экран в виде фартука. Еще совсем недавно женщина не выходила за ворота дома без фартука (я помню бабушкиных соседок), а беременные надевали по два фартука. Кроме того фартук – символ хозяйки, а наша девка переходит как раз на этап учебы хозяйскому состоянию. Потому ей дарят первый фартук.
Сам факт пошива сарафана – отсылка к будущему свадебному обряду.
Так же отсылкой к свадебному обряду является обряд первого заплетания косы. Девочку заплетали и раньше, чтобы она научилась носить косу. Но косу закрепляли тряпичными веревочками. А на семилетие в косу вплетали настоящую ленту. Это образ упорядоченной силы, и ленты как обережья этой силы. Только лента опять же не должна быть красной.
Теперь девочка не может появляться прилюдно без косы, распущенной. Официально косу ей расплетут на свадьбе, когда ей заплетут две косы, обкрутят вокруг головы и закроют чепцом – повойником, чтобы сила собиралась для дома и семьи и выпускалась по особым случаям: зачатие, роды, похороны и колдовство.
И еще один важный момент обряда – девочке прокалывали уши и отец дарил ей веретенообразные серьги (у замужних женщин серьги были широкими), как знак отцовского благосолвения и покровительства.
Символично – обережье ума-разума, фаллический символ, сверху от отца, а обережье женской силы, круг – образ женских гениталий, снизу от матери.
У меня дочка готовится к прокалыванию ушей, а папа уже купил ей серьги. Ну почти веретенообразные, вытянутая фигурка сидящей кошки.
авторизуйтесь