Прежде чем начать разбирать возрастные переходы, важно поговорить об обряде. Потому что в народной культуре изменения проходили через обряды.
Сейчас это слово воспринимается искаженным: это что-то о колдовстве, хотя служба в церкви – это тоже обряд.
Да и за день мы совершаем множество обрядов. Например, когда вы приходите домой и вытираете ноги об коврик, или моете руки.
«Об» - вокруг, сходное «обернуть», «обжать»…
«Ряд» - место. «Рядиться» - спорить о месте, искать свое место. «Обрядиться» - выглядеть так, что всем понятно, кто я и как ко мне относиться. Священник обряжается в ризу, но и о враче мы можем сказать, что он обряжается в свой халат, а военный обряжается в форму. Архаично, но возможно.
«Вырядиться» - выделиться из ряда себе подобных. И выходит, что «обряд» это о том, чтобы занять свое место в социуме.
А еще обряд – это игра, ряд действий по определенным правилам. Где разыгрываются роли со своими словами. Как, например, в обряде «Похороны Костромы». Все же слышали песню Ивана Купалы «Здорово, Кострома! - Здоровенько!»
А игра позволяет нам с одной стороны напрямую встретиться со своим подсознанием, с другой играючи пройти там, где страшно. «Это же игра, все понарошку», а в итоге делаем то, на что не отважились бы, в том числе и переход в новое состояние.
Собственно это и есть главная задача обряда: пройти играючи через изменение.
Каждый жизненный этап – это обучение чему-то. А обучение не бывает без ошибок, которые наносят нашей душе раны и царапины. За любой победой есть душевная боль, которая может помешать собрать силу из этой победы и воспользоваться полученным опытом. Ведь там больно и потому я сделаю вид, что со мной этого не было, не буду туда смотреть.
Задача обряда закрыть один жизненный этап обучения, чтобы боль осталась там в прошлом, а в новый этап взять силу и опыт, чтобы учиться новым житейским наукам. У каждого возрастного периода своя задача, это как надевание колечек на пирамидку, чтобы в итоге собрать себя взрослого и ценного.
Переход всегда состоит из трех этапов:
1. Умирание меня в прошлом социальном статусе, того меня больше никогда не будет. (Недавно было пятилетие моего переезда из Новосибирска на Кубань, и если я приеду в Новосибирск сейчас, то это будет уже не та, которая убегала и спасалась, а другая, нынешняя я. Та Анна Вокина пятилетней давности давно умерла, ее больше нет).
2. Период межмирья. Эдакий ходячий труп. В свадебном обряде просватанная невеста таковой и считалась. К ней и домочадцы так относились и она себя чувствовала уже чужой, не от мира сего).
3. Рождение в новом качестве. Я – новая, я опять член общества, но в новом качестве и ко мне теперь нужно иначе относиться, и я сама иначе себя веду (например, замужняя женщина будет вести себя иначе, чем свободная девушка).
Или через эти этапы судьба будет проталкивать, как пробку через бутылочное горлышко, или эти этапы можно проиграть через обряд, который игра и сценарий этой игры отработан веками. Обряд помогает очень быстро сменить глубинное состояние. Впервые я испытала это на себе, когда опробовала обряд размывания рук.
Мои первые роды были далеки от желаемых, со стимуляцией и выдавливанием. Полгода я каждый день погружалась мыслями в те переживания, почему все пошло не так, я же старалась все сделать правильно! Это забирало много сил. Потом боль поутихла, но стоило задеть, как я тут же могла рассказать в подробностях и эмоционально, что со мной было в родах. Когда сыну минуло три года, я узнала об обряде размывания рук роженицы и повитухи. Тогда я полезла в этнографические источники, убедилась, что этот обряд проводили повсеместно, а не только в одной деревне, что означает – он важен и работает. Затем я сравнила описание этого обряда в разных местностях, чтобы отделить местный фантик и выделить суть, и пришла в перинатальный центр, где прямо в холле я попросила пригласить врача, которая приняла сына, кратко объяснила ей суть, и мы сделали это. Даже без поливания рук водой. Там произошло что-то очень важное и из центра я вышла другой. С тех пор роды из острого болезненного переживания превратились в «Роды? А, ну да, было такое», и больше никогда меня не беспокоили болезненными воспоминаниями.
(Да, потом мы научились проводить обряд через заместителей. Я описала его в ЖЖ и теперь его используют многие доулы. Его можно найти в этом блоге на по тэгу «обряд»).
С тех пор я полюбила обряды как инструмент перехода, изучила многие из них, разобрала по косточкам, что именно в обряде и какую шестеренку в нашей психике поворачивает, чтобы все получилось. Испробовала на себе и других.
Выводы: обряды работают.
Обряды работают, даже если человек не верит в него, и втянут в эту игру.
Обряды возрастных переходов помогают пройти изменения с минимальными потерями и наиболее эффективно.
Обряды по старым сценариям работают в современных условиях, потому что помогают заручиться поддержкой рода через лояльность семье (я делаю это так, как делали подобное мои прародительницы, я как вы), а кроме того, мы не придумали еще новой замены, а потребность в возрастных переходах есть.
авторизуйтесь